Краткий обзор православных праздников в сентябре (по новому и старому стилю)
Равноапостольного Космы Этолийского
(6 сентября/24 августа)
В 1714 году в небольшом горном этолийском селении в центральной Греции родился мальчик. Впоследствии он станет не только великим православным святым, но и историческим деятелем, во многом предопределившим судьбу всего балканского региона.
В то время Греция была под турецким игом и переживала тяжелые времена. Процветало варварство и безграмотность.
К этому периоду относится волна массовой исламизации тысяч христиан. Люди все больше отходили от веры отцов, это и предопределило решение святого посвятить себя делу возрождения нации.
На родине Космы Этолийского было много монастырей, вероятно, в одном из них святой научился «священной» грамоте.
В двадцать лет святой стал обучаться грамматике в общинной школе.Затем продолжил образование в учебном заведении при монастыре святой Параскевы, где изучал обширные монастырские библиотеки, хранившие тысячи редких рукописей, углублял знания по арифметике и геометрии.
в 1749 году святой муж отправляется на Афон, где в училище при ватопедском монастыре продолжает образование по логике, грамматике и богословию, а также изучет святоотеческую литературу и Священное Писание.
Вот что рассказывает о дальнейших событиях первый биограф святого Космы преподобный Никодим Святогорец: «Еще нося мирское имя, Констант, прибыл в святую обитель Филофееву. Там он принял монашеский постриг и с великим усердием преуспевал в иноческой жизни. Вскоре же, когда обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов он был рукоположен во иеромонахи».
В 1760 году Косма покинул Афон, пробыв там десять лет. Главной причиной, была забота о соотечественниках и стремление к апостольскому служению: «Он часто говорил: какую великую нужду в Божьем слове имеют братия мои, христиане! Поэтому ученые люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости. Но при всем своем желании, при всей пламенной ревности о пользе братий, горевшей в его сердце, он представлял и всю трудность дела апостольской проповеди и, как муж смиренномудрый и скромный, не отважился начать это предприятие, руководствуясь исключительно собственным желанием, не уразумев прежде Божьего на то изволения. Поэтому, желая узнать, угодно ли это намерение Богу, он открыл Божественное Писание и чудесным образом тотчас встретил Апостольское изречение: никтоже своего си да ищет, но еже ближнего кийждо (1 Кор.10,24), то есть, пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу его брату».
Миссионерская деятельность Космы носила многосторонний характер: с одной стороны, он стремился вернуть отошедших от православия в лоно церкви, с другой, хотел возродить чистоту христианской жизни, распространить святоотеческую традицию и укрепить единство народа.
Святой Косма посетил со своими проповедями не только Грецию, но и Болгарию, Сербию, Малую Азию. . Особое внимание святой уделял районам, над населением которых нависла угроза исламизации и отрыва от национальной культурной традиции.
Святой говорил с народом на простом понятном населению языке. Постепенно слава о нем распространялась по всей Греции, на его проповеди стекались десятки тысяч человек.
По причине множества народа, не вмещавшегося ни в какой церкви, Косме часто приходилось проповедовать вне селений, в поле. Поэтому он имел обыкновение заранее объявлять, где хотел остановиться и говорить свою проповедь, в том месте устанавливали большой деревянный крест, потом у его подножья ставили скамью, на которую Косма выходил и учил. По окончании же проповеди Косма брал скамью с собой, а крест оставлял на месте, во всегдашнее напоминание о своей проповеди. Там, где были поставлены эти кресты, Господь явил впоследствии множество чудес.
Кресты, оставленные Космой Этолийским, долгое время сохранялись во многих населенных пунктах. Они часто обновлялись и многие из них дожили и до наших дней.
Слушателей привлекало бескорыстие Космы. Он сам становился примером самоотверженной любви к ближнему, о которой рассказывал в своих поучениях.
Начало индикта – церковное новолетие
(14/1 сентября)
Император константин Великий, одержав 1 сентября 312 г. победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого вселенского Собора (325 г) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября (старый стиль), как дня, который был началом «свободы христианской».
На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
(21/8 сентября)