Когда я был маленьким, леса у нас были погуще и медведей в них побольше. Встречались лохматые с людьми запросто. Пойдут девушки по малину, а мишка тут как тут. Они ягоды руками да в лукошко, а он лапами да в рот. Напугаются друг друга – и в разные стороны. Девушки в крик, мишка в рев. Только у него убытка меньше – ягоды в животе. А у них из лукошек все повысыпятся!
Каких только сказок у нас про косолапых не рассказывали! А вот со мной такое приключилось, рассказать – не поверят!
Октябрь
Сегодня почтовая открытка, как средство коммуникации, практически исчезла из обращения. Но вряд ли «смс», «ммс» способны передать ту душевную интонацию, которая имела открытка.
Над почтовыми карточками работали лучшие художники своего времени. Например, великий русский иллюстратор Иван Яковлевич Билибин создал несколько серий открыток. Особняком здесь, конечно, стоят карточки, посвященные Русскому Северу.
Здесь открытка выходила за границы средства коммуникации. С иллюстрациями Билибина она становилась причастием к Русскому Северу, Древнерусской традиции, Русскому Духу…
Воля наша, в состоянии падения, враждебна воле Божией; она по слепоте своей и по состоянию вражды к Богу постоянно усиливается противодействовать воле Божией. Когда усилия ее останутся безуспешными, она приводит человека в раздражение, в негодование, в смущение, в огорчение, в уныние, в ропот, в хулу, в отчаяние. В отречении от своей воли для наследования воли Божией заключается отречение от себя, заповеданное Спасителем, составляющее необходимое условие спасения и христианского совершенства. «Живот — в воли Его», – сказал Пророк (Пс. 29. 6).
Каждение – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.
«Крест – хранитель всей вселенной, красота церковная», – так написано на 6-метровом обетном кресте.
С появлением на севере новгородцев на крутых берегах, посреди полей, по обочинам дорог, на морских побережьях появились кресты. Они стали атрибутом северного христианства, но очень личного и прочувствованного, ведь конкретный крест ставил конкретный человек по конкретному поводу, значит у каждого креста – своя история.
СОВЕТЫ СТАРЦА ИУСТИНА (ПЫРВУ; † 16 ИЮНЯ 2013 ГОДА)
В середине 80-х годов в Питере я познакомился с одной старушкой. Звали ее Александра Ивановна. Она была духовной дочерью митрополита Вениамина (Федченкова), рассказывала о нем много любопытного, но речь сегодня не о том.
Александра Ивановна вспоминала, что от рождения она не могла ходить. Ее отец был железнодорожным инженером, человеком в дореволюционной России весьма состоятельным. Он показывал ее лучшим докторам, в том числе и заграничным. Те только разводили руками – не могли определить, что за болезнь, а значит, и помочь были не в состоянии.
Потом, девяносто лет спустя, никто так и не сможет вспомнить, откуда явился шкаф.
А Софи повстречалась с ним летом семнадцатого, перед своим первым балом, когда окончила институт благородных девиц. К этому дню родители, Анна и Пётр, по-новому обставили комнаты старшенькой; среди прочей мебели оказался и чудо-шкаф с инкрустированными дверцами, литыми ручками и гранёным стеклом, работы Талашинской мастерской.
– Придётся ли ей по вкусу наш выбор? – тревожилась мать.
– Даже не сомневайся, голубчик! – смеялся в ответ отец.
8 октября исполнилось 75 лет со дня рождения недавно ушедшего из жизни знаменитого реставратора Саввы Васильевича Ямщикова. Заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН (отделение «Российская энциклопедия»), художник-реставратор высшей категории, искусствовед, историк, писатель, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, лауреат многих наград, организатор множества выставок, он известен своим неизмеримым вкладом в сохранение и восстановление отечественной культуры.
Мне довелось прочитать письмо десяти академиков(о проблеме введения в российских школах курса Основ православной культуры) в пушкинских местах, в Тригорском. Его суть – это протест против преподавания в школах основ православной культуры. Я всю жизнь занимаюсь, как реставратор и искусствовед, древним русским искусством. И когда я слышу подобные заявления – что не надо преподавать православную культуру, я думаю прежде всего о культуре, которую, оказывается, не надо преподавать.
* * *
Никогда мы не знали семейного счастья,
потому что всегда начинали с разврата.
Пожалейте мое поколенье, ребята,
проявите к нему хоть немного участья.
Никогда мы не знали общения с Богом
потому, что всегда начинали с сомненья.
Пожалейте, ребята, мое поколенье,
пожалейте, прошу, я прошу о немногом.
* * *
Некий беззаконный человек,
снова собираясь на разбой,
помолился – тоже мне, стратег! –
перед ликом Девы Пресвятой.
4 ноября в г. Барнауле состоялся IV Епархиальный фестиваль-конкурс детских хоровых коллективов «Юные голоса Алтая», на котором детский хор воскресной школы Александро-Невского собора занял второе место. Вместе с другими победителями конкурса наши дети приняли участие в праздничном архиерейском богослужении, посетили колокольню Покровского собора и выступили на заключительном гала-концерте.
Слово Преосвященнейшего Максима, Епископа Барнаульского и Алтайского гостям и участникам певческого конкурса «Юные голоса Алтая»
4 ноября 2012 г.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Жил на свете один учёный, который очень хотел узнать, что такое красота. Дни и ночи напролёт он был готов искать ответ на этот вопрос.
Мальчиком он проводил много времени в созерцании творений великих мастеров. И, уходя из музеев, уносил в памяти совершенство линии, цвета и композиции. Но снова стремился туда, пытаясь понять, как создается красота.
Юношей он стал вдумываться в законы, при соблюдении которых звуки становятся музыкой, а краски складываются в произведение искусства. Со временем он изучил все эти законы.
В преддверие праздника Народного единства силами воспитанников Воскресной школы и хора Александро-Невского собора были проведены два концерта: в семейном клубе библиотеки №17 и Информационно-Библиотечном центре Ленинского района. В программе концертов прозвучали духовные песнопения, русские народные песни, стихи, написанные воспитанницей Воскресной школы Настей Потаниной. Зрители тепло встретили артистов.
И.С.Козловский (1900-1993) – великий русский оперный певец, ровесник и легенда XX века, певец неповторимого артистического обаяния, музыкант, с именем которого связана история современного вокального искусства, бывший примером для нескольких поколений артистов, жемчужина и гордость как украинской, так и русской культуры. Русская духовная музыка – наименее известная часть наследия Ивана Семёновича, долгие годы окутанная молчанием. В книгах и статьях, посвященных певцу, исключалось почти все, что имело отношение к духовной музыке и вере певца.
Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) – выдающийся русский композитор и пианист, произведения которого широко известны в нашей стране и за рубежом. Он создал целый музыкальный мир – классически-возвышенный и истинно народный, ибо музыкант чутко чувствовал, что подлинное в культуре всегда национально. Свиридова почитают у нас как гениального музыканта (по признанию Ивана Козловского: «слушаешь музыку из «Метели» и, хоть неловко, плакать хочется»), однако мало кто знает, что он оставил после себя и богатейшее литературное наследие.
Кто хочет поближе узнать русскую душу, тот должен познакомиться с русской песней. Песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях.Песня – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. Удивительную, чарующую силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно разбросанно и неприютно в тебе...
Лидия Александровна Дмитриева
Советы современным регентам
Клирос – место в православном храме, где помещается во время богослужения клир, т. е. причетники – чтецы, певцы (певчие), а также лица священного сана, например диаконы, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь вспомоществуют в чтении и пении. В каждом храме имеются обязательно два клироса, в большинстве случаев – южный и северный концы солеи, несколько выступающие внутрь храма и закрытые киотами с иконами (называются, соответственно, правым и левым клиросами). Иногда клирос устраивается на хорах и называется в таком случае верхним.
Уважаемая редакция Александро-Невского вестника, пишет вам заведующая «Общественной приемной ветеранов боевых действий» г. Барнаула. Зовут меня Валентина Ивановна Булгакова. Я хотела бы рассказать вам о великой помощи и выразить благодарность прихожанкам Александро-Невского храма Марии Васильевне Чесноковой, Валентине Карловне Кособоковой, Валентине Егоровне Дрогунской, Валентине Васильевне Лапко, Надежде Баклюковой.
Мученицы Ариадны Промисской (Фригийской)
(1 октября/18 сентября)
Пока ты – Христово достояние, пока ты не отрекся от родства по плоти и духу преподобному Сергию, стань и стой вовеки пред вечным чудом твоей веры и пред судом святых. Тысячу лет ты, Россия, была бедна, не блистала златом и лепотою риз, не почитала последней целью внешнее и земное благоустройство, не ставила устроение царства земного, человеческого выше Царства Божиего. Но ты верила, что сие все само собою тебе приложится, но ценила ты превыше всего только потаенного сердца человека в нетленной красе его непорочного духа.
19-го октября Русская Православная Церковь совершает память одного из двенадцати апостолов Фомы Дидима (что в переводе с греч. значит «близнец»). По церковному преданию, апостол Фома был родом из галилейского города Пансады, занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, все оставил и последовал за Ним. Спаситель избрал Фому в число двенадцати Своих учеников.
Величайший знаток глубин человеческого духа, преподобный Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который поставлен в заголовке.
В последние годы растет число детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Как установили западные ученые, это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор.
О разрушительных тенденциях массового искусства для детей рассуждает известный психолог и публицист Т.Л.Шишова.
Существуют на свете гусеницы, которых называют походным шелкопрядом. Живут они обществами и приготовляют шелковистые мешочки, или коконы. Позже гусеницы забираются в них, а когда приходит время, превращаются в куколок, которые прижимаются друг к другу, напоминая ячейки в пчелиных сотах. А затем куколки превращаются в бабочек, и все повторяется сначала.
Жила одна бедная вдова, и было у неё шесть ребят, мал мала меньше, да ещё старик отец. Всех накорми, всех напои — лёгкое ли это дело?.. Одна она работница в доме, а семеро есть хотят.
Вот она, бывало, раздобудет муки, замесит тесто, напечёт блинов, и все сыты.
И нынче блины, и завтра блины... Стали дети капризничать, стали жаловаться.
— Всё блины да блины, — говорят, — надоели они нам!
И дедушка тоже ворчит: — Невмоготу мне больше твоё угощенье, доченька!
П. Д. Корин — одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в. Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев.Там же он окончил иконописную школу, а учиться дальше отправился в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. В столице Павел какое-то время работает в иконописной мастерской Донского монастыря. В 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая “встреча” — с творчеством А. А.
В нашем селе жили две верующие сестры старушки. Одна из них была хорошей портнихой, старалась своим трудом угодить односельчанам. Другая занималась домашним хозяйством. Одну звали Надеждой, другую — Ариной.
В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября.