«Москва для меня мачеха, а мать – провинция!»

8 октября исполнилось 75 лет со дня рождения недавно ушедшего из жизни знаменитого реставратора Саввы Васильевича Ямщикова. Заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН (отделение «Российская энциклопедия»), художник-реставратор высшей категории, искусствовед, историк, писатель, член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, лауреат многих наград, организатор множества выставок, он известен своим неизмеримым вкладом в сохранение и восстановление отечественной культуры.
Этого человека Лев Гумилев назвал пассионарием своего времени. Большую часть своей жизни он провел в русской провинции, собирая и восстанавливая старинные иконы. Его заботливые руки вернули к жизни сотни древних святынь. Но это, пожалуй, только малая толика того, что он сделал для древнерусского искусства.
Поколение оттепели отождествляет с ним возрождённый в 70-х интерес к иконам. Его, 25-летнего искусствоведа, Андрей Тарковский выбрал консультантом фильма «Андрей Рублёв».
Его любили, опасались и не всегда понимали, но всегда слышали. Называли «вулканом» и «самым беспокойным человеком России». Он боролся за сохранение исторического облика многих её старинных городов. Неутомимый исследователь и популяризатор древнерусского искусства, знаток и защитник памятников культуры, открыватель несправедливо забытых художников, он умел убеждать и тревожить.
«Современник Пушкина – Вяземский – писал, что эпические времена кончились, потому что нет больше имен великих людей. В наше время тоже говорят, что люди измельчали. Но жизнь Саввы Васильевича Ямщикова говорит о том, что это не так: в России не перевелись великие люди. Может быть, их мало, но на их плечи можно взвалить больше, чем на целые армии.

19 июля 2009 года на 71-м году жизни во Пскове, во время одного из очередных приездов в любимый город, завершил свой земной путь выдающийся художник-реставратор, председатель Ассоциации реставраторов России, академик РАЕН, искусствовед и писатель, заслуженный деятель искусств России Савелий (Савва) Васильевич Ямщиков.
Псковская земля как будто в благодарность приняла его.Заупокойную литию отслужили в храме Георгия Победоносца на погосте древне-псковского городища Воронич, в реставрации которого Савелий Ямщиков принимал самое активное участие. Погребли его (согласно завещанию, которое он сообщил за несколько дней до смерти: «возле Пушкина, возле Михайловского») 21 июля у стен этого храма.

***

«Москва для меня мачеха, а мать – провинция», – говорил Савелий Ямщиков.
Большую часть своей жизни Ямщиков провел в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР».
А родился он в 1938 году в столице 8 октября, в день преподобного Сергия Радонежского. Народный художник России Юрий Люкшин говорит: «… мне кажется, что это не случайность. Подобно своему святому покровителю, он сочетал в себе духовную жизнь и государственное видение».
Ямщиков вырос в бараке на Павелецкой набережной, по соседству с Андреем Тарковским. Позже он станет консультантом на съёмках его легендарного «Андрея Рублёва».
В знаменитой же мастерской побывают самые известные писатели, художники и учёные. «От Дмитрия Дмитриевича Шостаковича до Василия Макаровича Шукшина, который приходил, смотрел внимательно выставку. Он тогда готовился к съемкам Степана Разина. И он даже сказал: я бы вас хотел попробовать на роль Степана Разина. Я сказал: вот консультантом у Тарковского – это понятно. Если нужно будет быть консультантом у вас – я тоже соглашусь. А актёрство… Мне, конечно, приятна такая «внешняя» слава, но тогда мне придётся не ездить в Псков и Новгород, и вы не придете на следующую мою выставку», – вспоминал Ямщиков.
Про себя Савелий Ямщиков всегда говорил, вторя любимому Пушкину: я не езжу, я «служу» по России. Псков, Новгород, Суздаль, Кострома, Ярославль, Карелия, Вологда, Кижи … Здесь и ещё во многих других заповедных уголках России Савелий Васильевич занимался реставрацией произведений искусства и делал настоящие открытия. По его словам, нет такой иконы в России, которую он не держал в руках, а чаще – реставрировал. Нет и такого старинного города, где бы Ямщиков не реставрировал фрески.

***

Уже в двадцать лет он начал работать во Всероссийском реставрационном центре (ВРЦ) в отделе иконописи. Своего студента искусствоведческого отделения истфака МГУ пригласил сюда его университетский педагог, выдающийся реставратор Виктор Филатов, который заведовал этим отделом. Здесь в те годы трудились знаменитые художники Игорь Грабарь, Павел Корин. Лучших учителей, чем все эти подвижники, трудно было найти.
В Марфо-Мариинской обители, основанной святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой, где в советское время размещался ВРЦ, Савелий Ямщиков проработал двадцать лет. Реставрировал иконы. Писал статьи о древнерусском искусстве. Влюбившись в него, оставался верен ему до конца своих дней.
В 1960-е Ямщиков устроил первую выставку икон – на Кузнецком мосту. Очередь тянулась чуть ли не от Кремля.
Одним из первых в СССР он стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, которые во время Второй Мировой были вывезены из государств, воевавших против Советского Союза. Ямщиков активно выступал против «безвозмездного» возвращения этих ценностей.

***

В последние годы жизни вёл активную борьбу за сохранение исторического облика древнего Пскова и заповедника в Пушкинских Горах.
Про Псков, где Ямщиков провел полжизни, говорил: немцы в 1944-м город оставили в лучшем состоянии, чем он сейчас. Он был строгим и страстным, неистовым, когда отстаивал свой любимый город, который, по его словам, для России мог бы стать тем же, чем является для Италии Флоренция.
«Псков близок. Потому что здесь жили люди – пусть меня извинят за нескромность, – характер которых я унаследовал не потому, что здесь работал. Видимо, во мне кровь такая. Здесь жили люди не разрушители. Они были созидатели. И во Пскове останутся эти созидатели», – говорил Ямщиков. Благодаря ему сто икон – «Живопись древнего Пскова» – мир увидел ещё в «застойные» времена. Эти иконы были отреставрированы под его руководством во Всероссийском реставрационном центре. Выставка легла в основу псковской музейной экспозиции.
А в 2009 году он дошёл до самых высоких кабинетов власти, чтобы решить проблемы Пскова. Очень хотел, чтобы появилась правительственная программа по его возрождению, восстановлению исторического значения.
Когда на глазах стали разрушаться его любимые псковские храмы, уже накануне своего 70-летия Ямщиков снял фильм «Псков погибающий». И его услышали. Богоявленский, Успенский соборы восстанавливаются.
«Ироничный, весёлый и прекрасный человек. Умнейший, сделавший для Пскова больше всех. Нет такого человека, который бы сделал для Пскова больше, чем Ямщиков. Так громко, как кричал Савва, никто кричать не будет, и так рьяно отстаивать. Но я уверен, что продолжатели его идей будут. Его дело не умрет, как бы пафосно это ни звучало. Уж очень глубокий задел совершён этим человеком», – уверен режиссер Дмитрий Месхиев.
А писатель Валентин Курбатов полагает: «Для смерти никакие слова не равны. Но великие люди – а Савва Васильевич, несомненно, великий человек – может быть, последний в сонме тех, кто уходил так стремительно, кто был сердцем, счастьем, тревогой, надеждой России, – эти великие люди и смертью своей совершают последнее спасительное дело. Они поднимают нас, чтобы мы почувствовали, что мы на последнем пороге стоим».

***

Мы были прихожанами одного и того же храма – святителя Николая Чудотворца в Кленниках. Близ него он жил. Поэтому я видел, как молился Савелий Васильевич, который довольно часто бывал на службах, исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн. Несмотря на свои больные ноги, Савелий Васильевич не оставался на первом этаже, где благодаря радиотрансляции всё было слышно, а поднимался в верхний храм.
Мне довелось слышать и яркие выступления Савелия Васильевича в Центральном Совете Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ЦС ВООПИиК), одним из основателей которого он был, в других местах.
«Если меня спросят, – подчёркивал Ямщиков, – что для меня основное – работа реставратора, чем я занимаюсь всю жизнь, работа искусствоведческая, чем я тоже занимаюсь всю жизнь, моя публицистическая деятельность, чем я занимаюсь в последние годы... Я отвечу: основное для меня – это память, которую я должен сохранить. Самое большое чувство, которое я испытываю сейчас, – благодарность к Богу за то, что он дал мне прожить, к людям, которых я встретил на своем пути».
Царство Небесное рабу Твоему, Господи! Вечная Память!

Николай Головкин, член Союза писателей России
Литературно-общественный журнал «Голос эпохи» №7, 2009

Номер: 
Месяц: 
Год: