Дар пения

Лидия Александровна Дмитриева
Советы современным регентам

В храме Божием – все: и иконография, и чтение, и пение, и само внешнее и внутреннее устройство храма, – все служит одной цели: возбуждению и поддержанию молитвенного духа, назиданию и укреплению в вере. Все здесь должно дышать благоговением, возвышенным чувством, духовной красотой, умилять душу, назидать ее, возносить к небу.
В особенности это относится к церковному пению. Церковное пение все состоит из молитвы: кто поет духовную песнь, тот молится. Первые певцы пред престолом Божиим – Ангелы Божии и святые. В подражание ангелам и святым установлено пение и на земных богослужениях Святой Церкви, когда и «силы небесные с нами невидимо служат». Поэтому каждое богослужение неизменно сопровождается пением. «Церковное пение открывает для души дорогу к познанию Бога, Творца мира» – считала дочь известного религиозного философа А. А. Мейера известный Петербургский регент Лидия Александровна Дмитриева (1901–1995)

Что бы мне хотелось сказать современным регентам? Нужно помнить, что они стоят перед Богом и поют для Бога, и не забывать ни в одном слове, что поющий исполняет волю Божию во славу царствия Божьего. И, пение это люди будут воспринимать должным образом только тогда, когда поющие и все вместе, и каждый в отдельности будут полны любовью к людям, а не только заботой о том, как бы получше спеть. И только тогда сила Божия, которая человека ведет, даст ему возможность петь, даст ему голос, даст талант. И народ будет с благодарностью молиться.
Человек прежде всего должен быть благодарным. Все молитвы, оставленные нам св. Отцами, проникнуты этим чувством. Во время службы надо о себе совершенно забыть и благодарить Бога за то, что ты живешь, что ты имеешь возможность петь. Если помнить это – то и пение будет прекрасным, и люди будут молиться, и сам получишь то, что называется «благодатью Божией».
К большому сожалению, существует так много отвлечений во время пения, которые могут отвести человеческие мысли и сердце. И с этим приходится мириться: но все люди не совершенны и не могут быть все время сосредоточены. Но, хотя бы вставая на клирос и ощущая, что ты уже готов к служению Богу, нужно уметь отрешиться от всех земных помыслов. Ведь каждый молящийся ждет от певчих, что они должны петь, как ангелы. И певцы действительно должны в это время ощущать себя бестелесными, без всяких забот человеческих, существами, это не есть нечто недостижимое, а вполне возможное при усилии воли. Все земное нужно оставить к предаться только тому слову, которое ты будешь петь. Слова церковных песнопений рождены, не боюсь это слово произнести, Духом Божиим, внушившим их нашим св. Отцам – создателям песнопений. Затем постоянное исполнение – а их пели сотни лет – наполняло эти слова особой силой, которая действует на людей при условии, если произносящие их сами переживают сказанное.
Совершенство пения во многом зависит от регента, который должен серьезно, не только профессионально, но и духовно, готовиться к богослужению. Нельзя просто так, соскочив с трамвая, побежать на свое место на клиросе. К богослужению пением ты должен относиться почти так же, как относится к богослужению священник; так же, как свящнник ты должен готовиться к исполнению своего долга.
Что касается манеры клиросного пения, то ей абсолютно чужда какая бы то ни было аффектация. Сами слова, сами напевы наши показывают и драматизм Страстной Пятницы, и радость Светлого Воскресения. Вообще в церкви неуместно громкое, крикливое пение. Громогласность вовсе не есть торжественность. И еще: нельзя оценивать ни себя, ни своих певцов. Считай, что все хорошо спели, и не осуждай, если кто-то ошибся, отвлекся. На это не нужно обращать абсолютно никакого внимания, потому что все пройдет и забудется, а останется та благодатная сила, которую Бог дает поющим.
Очень важно, чтобы пение было понятным. Регент сперва сам должен хорошо понять смысл песнопений и потом разъяснить певчим, чтобы каждый поющий понимал, что он поет не просто что-то такое на такой-то высоте звука. Я очень люблю пение и признаю, что дар пения – это один из самых больших даров, дающихся человеку.

Московская регентско-певческая семинария. 1998–1999.
Сборник статей, воспоминаний, архивных документов.

Номер: 
Месяц: 
Год: