Поклонение волхвов

Когда же родился Иисус в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему
(Мф. 2, 1-2).

Пришедшие поклониться новорожденному Христу волхвы были не то, что обычно подразумевается под этим словом, то есть кудесники, или волшебники, творящие ложные чудеса, вызывающие духов, вопрошающие мертвых (Исх. 7, 11, Втор. 18, 11), которых осуждает Слово Божие. Это были мудрецы-звездочёты, тайновидцы, обладавшие большими знаниями, подобные тем, над которыми начальствовал Даниил в стране Вавилонской (Дан. 2, 5).
Евангельское повествование (Матф. 2, 1-12) не называет ни их числа, ни имён, ни этнической принадлежности, но ясно, что это не иудеи и что их страна лежит на востоке от Палестины.
Родиной волхвов в раннехристианской литературе уже со II в. (Иустин) нередко называют Аравийский полуостров, тем самым связывая их с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому Царю Израиля: “цари Аравии и Савы принесут дары <...> и будут давать Ему от золота Аравии” (Пс. 71, 10 и 15); “и придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию <...> все они из Савы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа” (Ис. 60, 3 и 6). Однако чаще за родину волхвов принимали персидско-месопотамский ареал (у Климента Александрийского на рубеже II - III вв. и позднее). Само слово “маги” исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии, но в быту применялось для обозначения месопотамских (“халдейских”) астрологов и в первых веках н. э. грань между обоими смыслами практически стёрлась. Характерно, что раннехристианское искусство изображало ветхозаветных персонажей, оказавшихся в Вавилоне, т. е. Даниила и трёх отроков, одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия), и тот же наряд неизменно даётся волхвам. Представления о персидском происхождении волхвов дольше всего держались в византийской иконографии. На Западе они были утрачены, там волхвы либо не имели этнических характеристик, либо неопределённо соотносились с арабским или даже византийским Востоком. С наступлением эпохи Великих географических открытий и активизацией миссионерской деятельности в “экзотических” странах волхвы становятся олицетворением человеческих рас - белой, жёлтой и чёрной, или трёх частей света - Европы, Азии, Африки. Эта идея, возможная только для нового времени, всё же связана с исконным взглядом на волхвов, как представителей всего языческого человечества, а также с ещё более древним архетипом тройственного деления рода человеческого.
Уже Ориген (II - III вв.) исходит из того, что число волхвов соответствовало числу их даров, т. е. было равно трём, и это становится общепринятой версией. Такое число соотносилось с тремя лицами Троицы, тремя возрастами человека, а также с представлением о тройственном делении человеческого рода. По другой версии, получившей хождение в сирийской и армянской традиции, число волхвов – 12.
Имена волхвов в раннехристианской литературе варьируются (у Оригена - Авимелех, Охозат, Фикол, в сирийской традиции - Гормизд, Яздегерд, Пероз, и др.); на средневековом Западе и затем повсеместно получают распространение имена – Каспар, Бальтазар (Вальтасар) и Мельхиор.
Так как изучение звездного неба было одним из главнейших занятий волхвов, то Господь и призвал их к поклонению Родившемуся Спасителю мира чрез явление необыкновенной звезды, подобно тому, как Петра-рыбаря изумил множеством рыб, которых он поймал во имя Христа.

Что это была за звезда? На этот счет существуют разные мнения. Св. Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт думали, что это была некая божественная и ангельская сила, являвшаяся вверху в виде звезды. Что касается той звезды, которую они прежде видели на Востоке, многие полагают, что то была настоящая звезда, ибо великие события в мире горнем часто предварялись знамениями и в видимой природе. Интересно, что, согласно вычислениям знаменитого астронома Кеплера (1571-1630), в год рождества Христа Спасителя было необыкновенно редкое совпадение как бы в одной точке трех наиболее ярких планет: Юпитера, Марса и Сатурна, давшее впечатление необычайно яркой звезды. Интересные выкладки по этому поводу находим у Г. Критцингера, который не только отстаивает теорию о соединении планет, но и астрономически доказывает, что это соединение повторялось, чем усиливалось впечатление, произведенное на волхвов. Кроме того, этот факт объясняет, почему звезда то появлялась, то исчезала. Автор также весьма драматично рассматривает небесный свод глазами волхвов-астрологов и показывает, что в то время на небе происходило очень необычное “представление”, а именно: Марс находился в противостоянии Солнцу и своим сиянием превосходил сияние Сириуса, что говорило о зачатии или рождении великого царя, который уничтожит земли; Марс находился в знаке Девы, а через некоторое время он оказался в противостоянии Юпитеру, который для астрологов олицетворял бога мертвых и язв.
Звезда явилась волхвам задолго до рождения Младенца, так как им требовалось много времени на путешествие, а между тем Христу надлежало принять поклонение находясь еще в пеленах.
Далее сказано о волхвах: «и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его», следовательно, это уже не была та пещера, в которой родился Христос. Блж. Феофилакт объясняет это так: “После рождения Дева положила Младенца в яслях, ибо они не нашли тогда дома. Весьма вероятно, что после они нашли дом, в котором волхвы и обрели их. Ибо взошли в Вифлеем с той целью, чтобы, как говорит и Лука, записаться там, но так как для записи собралось громадное количество народа, то не нашли дома, и Господь родился в вертепе. Затем нашли дом, где волхвы и видели Господа”.
И открывши сокровища свои, принесли Ему Дары: золото, ладан и смирну. Золото принесли Ему как Царю (как царю подданные приносят золото), ладан как Богу (Богу мы воскуряем фимиам), а смирну как имеющему вкусить смерть человеку (иудеи со смирной погребали мертвецов, чтобы тело дольше оставалось нетленным). Волхвы из пророчества Валаама научились тому, что Господь и Бог, и Царь и что Он имеет умереть за нас.
Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, который замыслил умертвить Богомладенца волхвы другим путем, не через Иерусалим, отошли в свою страну, вероятно на юг от Вифлеема.
Смысл прихода волхвов из далекой страны прекрасно объясняет св. Златоуст: “Да посрамятся <…> иудеи, которые, видя, что иноплеменники и волхвы предваряют их, не хотели идти даже и вслед за ними. Это событие служило знамением будущего, и с самого начала показывало, что язычники предварят иудеев. <…> Иудеям следовало прийти первым; но так как они добровольно отринули собственно им предложенное благодеяние, то дела получили другой ход. И здесь, ведь, при рождении, волхвам не следовало прийти прежде иудеев, жившим в столь дальнем расстоянии, не следовало предупредить живущих подле самого города, не слыхавшим ничего не следовало предварить воспитанных среди такого числа пророчеств. Но так как иудеи совершенно не понимали тех благ, которые им принадлежали, то пришедшие из Персии предваряют живущих в Иерусалиме. Так говорит об этом и апостол Павел: вам первым надо было проповедать слово Божье, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, мы обращаемся к язычникам [Деян.13, 46]. Если иудеи и не верили прежде, то, по крайней мере, им надлежало бы идти тогда, как услышали от волхвов; но и того они не хотели сделать. И потому-то во время такого их ослепления волхвы и предваряют их.
Последуем же и мы волхвам, и, оставив чуждые (христианству) обычаи, совершим великое путешествие, да и мы узрим Христа. Так как и волхвы не видали бы Его, если бы не удалились из своей страны, то и мы будем удаляться земного. Волхвы, пока были в земле Персии, видели одну звезду, как скоро оттуда удалились, узрели Солнце праведности. Но не видать бы им и самой звезды, если бы не поспешили оттуда со всей охотой. Восстанем же и мы; пусть все приходят в смятение, – мы потечем к дому Младенца. Пусть цари, народы, пусть владыки земли преграждают этот путь, – не погасим своей ревности. Только таким образом и можем отстранить предстоящие опасности: ведь и волхвам не избежать бы бедствия со стороны угрожавшего царя, если бы они не увидели Младенца. Прежде чем узреть Младенца, и страх и опасности и беспокойства отовсюду окружали волхвов; когда же поклонились Младенцу, они стали спокойны и безопасны. И вот уже не звезда, но ангел сопутствует им, так как через поклонение они сделались иереями и дары принесли. Так и ты, оставив иудейский народ, возмущенный город, кровожадного мучителя, светскую пышность, спеши к Вифлеему, где находится дом духовного хлеба. Пастырь ли ты? Теки туда, и ты в вертепе узришь Отрока. Царь ли ты? Если не пойдешь в храмину, нет тебе никакой пользы от порфиры. Волхв ли ты? И это нисколько не воспрепятствует тебе, если только пойдешь воздать честь и поклониться Сыну Божьему и не станешь попирать Его”.

По материалам газеты
“Пантелеимоновский
Благовест”

Номер: 
Месяц: 
Год: