Церковная азбука

210 (Апрель, 2014) Рубрика: Церковная азбука

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день – Светлая Суббота.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

просмотров: 2581

210 (Апрель, 2014) Рубрика: Церковная азбука

Почему православная Пасха и католическая чаще всего празднуются в разные дни?

просмотров: 2927

208 (Февраль, 2014) Рубрика: Церковная азбука

В течение Четыредесятницы в храмах совершается особое богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин не похож на Литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого, которые служатся обычно и вызывает много вопросов не только у новоначальных.

просмотров: 2811

207 (Январь, 2014) Рубрика: Церковная азбука

В ночь Рождества Христова во всех православных храмах звучит торжествующая песнь, постоянно венчаемая ликующим «яко с нами Бог!» Основана она на пророчествах ветхозаветного пророка Исаии, жившего почти за 760 лет до Рождества Христова. По преданию, был он знатного, может быть, даже царского рода. А книга его пророчеств – одна из самых больших пророческих книг Библии.

просмотров: 4886

204 (Октябрь, 2013) Рубрика: Церковная азбука

Каждение – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

просмотров: 3332

202 (Август, 2013) Рубрика: Церковная азбука

Вне богослужения Патриарх обычно одет в черную рясу и белый куколь на голове.

Куколь, или кукуль, – латинское слово, означает оно «капюшон». Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.

просмотров: 8117

201 (Июль, 2013) Рубрика: Церковная азбука

При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники-дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох).

Орлецы-круглые коврики с изображением града и парящего над ним орла.

просмотров: 2914

200 (Июнь, 2013) Рубрика: Церковная азбука

При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники-дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох).

просмотров: 3683

199 (Май, 2013) Рубрика: Церковная азбука

При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники – дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох).

просмотров: 2752

199 (Май, 2013) Рубрика: Церковная азбука

Святые Кирилл и Мефодий. Славянские первоучители, великие проповедники Христианства, «…грамоты нашей творцы…». Имена этих двух братьев известны на весь мир. Внеся величайший вклад в культуру славянских народов – письменность, они увековечили свои имена. Благодаря их вкладу зародилась истинная народная история, история его развития.

просмотров: 3512

198 (Апрель, 2013) Рубрика: Церковная азбука

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.

просмотров: 2149

197 (Февраль, 2013) Рубрика: Церковная азбука

Когда Спаситель страдал на кресте, трепетала вся природа, скрылся свет солнечный и «тьма бысть по всей земле», повествует Святое Евангелие. Это необычайное событие за много веков было предсказано пророком Амосом: «И будет в тот день, говорит
Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня»... (Ам. 8, 9).

просмотров: 3000

196 (Февраль, 2013) Рубрика: Церковная азбука

Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном Богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность – белый цвет, и противоположность последнего – черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

просмотров: 2235

195 (Январь, 2013) Рубрика: Церковная азбука

Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

просмотров: 1698

187 (Май, 2012) Рубрика: Церковная азбука

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.»
(Лук.6:13-16)

просмотров: 3405

188 (Июнь, 2012) Рубрика: Церковная азбука

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.»
(Лук.6:13-16)

Окончание. Начало №5, 2012г.

просмотров: 3451

189 (Июль, 2012) Рубрика: Церковная азбука

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, диакона и мирянина. (Над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда при гробе совершаются панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Чтение Псалтири по усопшим – одна из древнейших форм заупокойной молитвы Церкви о своих чадах. Оно утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу.

просмотров: 5367

190 (Август, 2012) Рубрика: Церковная азбука

Алтарник – церковнослужитель, помогающий в алтаре священнослужителям при совершении богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.

Пономарь (искаженное греч. приставник) – церковнослужитель, упоминаемый в уставе. С первых веков христианства – сторож храма, не допускавший в него неверных, отлученных и др. В его функции также входило поддерживать храм в порядке, т. е. запирать и отпирать его, возжигать свечи и т. п.

Впоследствии пономарь нередко стал выполнять должность чтеца.

просмотров: 7216

191 (Сентябрь, 2012) Рубрика: Церковная азбука

По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов.
Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

просмотров: 2107

192 (Октябрь, 2012) Рубрика: Церковная азбука

Клирос – место в православном храме, где помещается во время богослужения клир, т. е. причетники – чтецы, певцы (певчие), а также лица священного сана, например диаконы, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь вспомоществуют в чтении и пении. В каждом храме имеются обязательно два клироса, в большинстве случаев – южный и северный концы солеи, несколько выступающие внутрь храма и закрытые киотами с иконами (называются, соответственно, правым и левым клиросами). Иногда клирос устраивается на хорах и называется в таком случае верхним.

просмотров: 2114

193 (Ноябрь, 2012) Рубрика: Церковная азбука

Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.
Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.
Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними – звание протопресвитера.

просмотров: 2516

Епископ
194 (Декабрь, 2012) Рубрика: Церковная азбука

Епископ (от греч. – блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера.
Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (2 Ездр. 9, 39-40), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (1 Петр. 2, 25); называется Он и Архиереем (Евр. 4, 14; 7, 26).

просмотров: 2277

Облачение епископа
194 (Декабрь, 2012) Рубрика: Церковная азбука

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи. Только риза заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, одеваются омофор, митра, панагия.

Саккос – верхнее одеяние епископа, заменяющее ризу и имеющее то же символическое значение – багряницу Спасителя. Представляет собой длинную просторную одежду (обычно не сшитую по бокам) с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. Из-под саккоса видны и подрясник, и епитрахиль.

просмотров: 3751

122 (Декабрь, 2006) Рубрика: Церковная азбука

Сион — холм в Иерусалиме, ставший символом этого города.

До израильского завоевания так называлась стоявшая здесь крепость иевуситов. После взятия крепости Давидом Сион получил еще одно название — Ир-Давид (Град Давидов). Был период, когда Сион включал в себя находящуюся поблизости Храмовую гору и святилище (Ис 10:12). Постепенно с этим именем стали отождествлять город в целом (Амос 6:1), а позднее и всю Палестину.

просмотров: 2187

121 (Ноябрь, 2006) Рубрика: Церковная азбука

Синай — гора в пустыне Каменистой Аравии, куда пришли израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта, и с вершины которой был дан евреям закон от Бога, и потому Синай в Свящ. Писании нередко называется горою Божиею и горою Иеговы. У Арабов эта гора в настоящее время называется гора Тур, или Джебель-Тур-Сина. Синай, как место законодательства, указывается и в других местах как Ветхозаветных так и Новозаветных книг . О Синае, как горе законодательства, свидетельствует и древнее предание. Туда с древних времен удалялись египетские христиане, спасаясь от гонений.

просмотров: 1934

120 (Октябрь, 2006) Рубрика: Церковная азбука

19-го октября Русская Православная Церковь совершает память одного из двенадцати апостолов Фомы Дидима (что в переводе с греч. значит «близнец»). По церковному преданию, апостол Фома был родом из галилейского города Пансады, занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, все оставил и последовал за Ним. Спаситель избрал Фому в число двенадцати Своих учеников.

просмотров: 2596

117 (Июль, 2006) Рубрика: Церковная азбука

Свеча – небольшой светильник, источник лучистого света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом (Откр.21:23) нового творения (21:5). Поэтому тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. “Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29).

просмотров: 1838

113 (Март, 2006) Рубрика: Церковная азбука

Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, называть сердцевиной или центром великопостных богослужений. В некоторых старинных служебниках она носит название «Литургия Великой Четыредесятницы». И действительно, она является самым характерным богослужением этого священного времени года и совершается по средам и пятницам.

просмотров: 2328

Подписка на Церковная азбука