Сретение Господне

Исполняя закон Моисеев об очищении, Пресвятая Дева и Иосиф принесли Младенца в Иерусалим, чтобы и с Ним сотворить по обычаю законному, внеся за Него выкуп в пять сиклей. В силу этого закона, в память того, что в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел Господень истребил всех первенцев египетс­ких, все первенцы еврейские должны были быть посвящены на служе­ние Богу при храме. Со временем же, когда для этого служения было выделено только колено Левиино. первенцы стали освобождаться от этого служения за особый выкуп в пять сиклей серебра (Числ. 18:16). Из евангельского повествования видно, что Пресвятая Дева и обручник Ее принесли жертву бедных людей - двух голубей.

В храме при принесении Богоматерью выкупа и жертвы нахо­дился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утехи Израилевой», то есть обещанного Богом Мессии, явление которого должно было принести утешение Израилю (см. Ис. 40:1). Еванге­лист не сообщает о нем больше никаких данных, кроме того, что ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не сподобится узреть ожидаемой им «утехи», то есть Христа Господня. Однако, древнее предание говорит, что Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые, по поручению египетского царя Птоломея, переводили священные книги Ветхого Завета с древ­нееврейского языка на греческий. Ему пришлось переводить книгу пророка Иоанн, и он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы (7:14); тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества. По внушению Духа Божия, он пришел в храм, очевид­но туда, где был жертвенник всесожжения, и узнал в принесенном Пресвятою Девою Младенце Мессию-Христа. Он взял Его в объя­тия свои, и из уст его излилась вдохновенная молитва - благодар­ность Богу за то, что Он сподобил его узреть в лице этого Мла­денца спасение, уготованное для человечества: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка», - говорил он: теперь, с этой минуты порва­лась связь, привязывавшая меня к жизни, и Ты, Владыка, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, «по слову Твоему», по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, «с ми­ром», с полным духовным спокойствием, «ибо видели очи мои спа­сение Твое», спасение, обещанное Тобою миру чрез Искупителя-Мессию, которого я имею теперь великое счастье видеть перед собой, «которое Ты уготовал пред лицом всех народов», не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение есть «свет к про­свещению язычников» и «слава народа Твоего Израиля», как вышед­шая из его среды». Иосиф и Матерь Божественного Младенца дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну о сем Младенце.

Возвращая Младенца Матери и благословив Ее и Иосифа, по пра­ву глубокого старца, на котором, безусловно, почил Дух Святой, Симеон в пророческом вдохновении предрекает, что Младенец сей будет предметом споров и пререканий между последователями Его и врагами, «да откроются помышления многих сердец», то есть в зависимо­сти от разного отношения людей к этому Младенцу обнаружатся их сердечные расположения, настроения души. Кто любит истину и стре­мится творить волю Божию, тот уверует во Христа, а кто любит зло и творит дела тьмы, тот возненавидит Христа и будет, для оправдания своей злобы против Него, всячески клеветать на Него, что и исполни­лось уже на примере книжников и фарисеев - исполняется и до сего времени на всех безбожниках и христоненавистниках. Для уверовав­ших в Него, Он - вечное спасение; для неуверовавших, ожесточив­шихся против Него, Он - вечное их осуждение, вечная погибель. Симеон прозревает духом и те страдания, которые придется претерпеть Его Пречистой Матери в результате этих человеческих гонений на Ее Божественного Сына.

архиепископ Аверкий

Номер: 
Месяц: 
Год: