«Если по-настоящему любишь – это всегда о другом, а не о тебе»

Окончание. Начало №3, 2014 г.

«Если человек живет желанием иметь в себе Бога, то где бы он ни находился — в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке или в пустыне, — он уже тогда не будет одинок, — считает старец. — …И не имеет значения, чем человек занимается: шьет, пишет, поет или готовит пищу. Если все это будет делаться с любовью — это спасет вас и всех вокруг вас».

Молиться – значит постоянно держать Господа в уме, жить присутствием Бога

– В духовной жизни бывают моменты охлаждения к Таинствам, службам, появляется теплохладность. Это случается с любым искренне подвизающимся христианином – почти у каждого случаются взлеты и падения на духовном пути. Один иеромонах как-то сказал замечательную фразу, что мы, христиане, всегда должны поддерживать огонек веры, который горит в нашей душей, в глубине нашего сердца. Что может нам помочь, чтобы этот огонек не угасал?

– У нас должна быть жажда Бога, церкви, богослужения, и в то же время мы должны выполнять всё необходимое, чтобы поддерживать это желание и стремление. Взять, к примеру, молодых женщин – они стремятся хорошо выглядеть, у них есть тщеславие. Они хотят быть в хорошей форме – хотят быть красивыми, это стимулирует делать всё для этого, они постоянно помнят об этой цели. Встав утром, умываются, накладывают макияж, делают прическу и идут на работу. Они не забывают сделать все эти манипуляции. Точно так же мы должны желать и любить Бога – всегда держать Его в нашем поле зрения, всё время думать о Нем. Люди не забывают о том, чтобы хорошо выглядеть, но не помнят о Боге, о молитве, о любви к своим ближним – только потому, что зациклены на себе. Люди полны энергии, их переполняет драйв, стимулирует на различные дела и поступки, но всё это направлено не туда – на них самих, а не Бога.

– Почему современному человеку тяжело молиться?

– Люди в наше время хотят зрелищ и развлечений. Они не хотят жертвовать собой, отдавать себя другим. Всё, чего они хотят, – получать удовольствие. А молитва – это то, что имеет отношение к Богу, а не к нам. Молиться – значит постоянно держать Господа в уме, жить присутствием Бога. Он всегда с нами – Он и сейчас здесь, пока мы с вами беседуем. Мы должны помнить об этом: Бог с нами всегда. Вот что такое молитва – жить в постоянном Божием присутствии, разговаривать с Ним в своем сердце, в своей душе, жить Им – всё должно быть сфокусировано на Боге. Но, увы, мы думаем о чем и о ком угодно, только не о Боге.

Почему Господь позволяет нам жить, если мы не исполняем того, что Он нам заповедал? Дело в том, что Господь любит нас!

– Такие понятия, как честь, достоинство, мораль, всё больше обесцениваются. Мы постоянно слышим: «Ты должен быть агрессивным, эгоистичным. Думай о себе, люби себя, бери от жизни все!» Как христиане должны относиться к тому, что происходит в мире? Что должны делать родители, чтобы привить детям столь непопулярные в безбожном мире базовые моральные ценности?

– Обратимся к словам Христа: «Вы должны быть в мире, но не от мира сего». Невозможно жить по понятиям и принципам этого мира, если вы хотите быть христианином. Христианство всегда было вне мира и не подстраивалось под его ложные ценности. В духовном смысле мир – это состояние человека после грехопадения. Я имею в виду духовную жизнь и духовную реальность. После грехопадения человек страдает, потому что не понимает основной посыл, смысл Евангельской вести. Это ужасно трудно для человека, который понимает только собственные желания и нужды.

В Евангелии Христос говорит нам, что мы не должны принимать мирские ценности. Будучи христианами, мы не можем жить так, как живет мир, а если мы все-таки это делаем, то вряд ли можем называться истинными христианами. Евангелие предлагает совсем другой взгляд на мир и его ценности, но мы не знаем Евангелия и не пытаемся сохранить то, о чем там говорится. Вследствие этого люди потеряны, они не понимают, зачем помогать бездомному на улице, который не работает, пьет, дебоширит, тогда как другие вкалывают круглые сутки; зачем давать деньги тому, кто пропьет их или купит наркотики. Возникает вопрос: почему Господь позволяет нам жить, если мы не исполняем того, что Он нам заповедал? Почему позволяет нам просыпаться по утрам, в то время как мы любим только себя и думаем только о собственной персоне? Дело в том, что Господь любит нас! Любовь выходит далеко за рамки человеческого поведения и не зависит от его поступков или профессии. Вот в чем всё дело!

Мы оцениваем других по отношению к себе: что мы можем получить от людей? Вот что нас беспокоит, вот как мы судим наших ближних. Когда человек не знает Бога, то он делает богом себя. Неважно, что говорит Бог, – человек даже не знает, что собственно Он говорит, – главное для него — это то, что его волнует, что ему нравится или не нравится. Некоторые говорят: «Я не верю в Бога, какая разница, с кем я живу и как? Кому какое дело, если я не делаю ничего плохого? Я курю, принимаю героин, выпиваю – кому какое дело? Я никому не досаждаю, плачу по счетам – что плохого я делаю?» Дело в том, что в этом случае в центре жизни человека оказывается его «я», оно становится смыслом и целью существования человека. Это означает: «у меня нет ни с кем никаких отношений, кроме меня самого. Я не полагаюсь на Бога, я ничего о Нем не знаю – я делаю, что хочу». Всё это, как правило, заканчивается разбитыми семьями, ненавистью, войнами, беготней от одних любовных отношений к другим. Жизнь таких людей полна пустоты. Поэтому нельзя принимать мирские ценности и привычки, если мы хотим быть настоящими христианами.

Господь говорит: «Возлюби врага своего». Как же я могу убивать своих врагов, если говорю, что люблю их? В мире успех более важен, чем служение и забота о ближнем. Каждый становится своим собственным богом. Мы ставим желание обладать выше самого человека. Всё сводится к тому, что у нас нет отношений друг с другом, мы обособлены. Если ваша мать попросит о помощи, вы же дадите ей деньги, верно? Но если незнакомец на улице попросит вас о том же, что вы сделаете? Наверняка спросите его, почему он не работает, как дошел до жизни такой. Вы не будете приветливы и открыты, как со своей матерью, потому что у вас нет отношений с этим человеком. Но если бы вы были как-то связаны с ним, вся ваша жизнь была бы иной. Причина, по которой мы забываем о морали, чести и достоинстве, не заботимся о своей земле и ближнем – в отсутствии у людей взаимоотношений друг с другом.

Исповедь – это не просто формальное чтение грехов с листочка, это общение со Христом,которое происходит особым образом…

– Отец Иоаким, что вы думаете о недавней дискуссии по поводу отмены обязательной исповеди перед Причастием?

– Тут все просто: исповедь не нужна, если не грешишь. Люди часто задают вопрос: «Почему я должен идти на исповедь?» Нужно изменить свою жизнь – вот почему. Нужно понять, как далеки мы от Бога, осознать, что наши самые важные отношения имеют мало общего с Ним. Мы грешим, потому что не любим Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением. Когда мы приходим на исповедь, мы должны говорить Богу, что хотим измениться. Мы сломлены, подавлены, не преуспеваем в борьбе с грехом, но у нас должно быть сильное желание не грешить. Исповедь – это не просто формальное чтение грехов с листочка, это общение со Христом, которое происходит особым образом. Во время исповеди Христос невидимо стоит рядом с человеком, Он хочет помочь ему идти вперед и поступать правильно.

Известно, что перед Причастием обязателен пост, но он был бы нам не нужен, если б мы не грешили. Пост предназначен для нас, он помогает нам воздерживаться от грехов. Человек идет на исповедь и говорит: «Господи, вот я пришел к Тебе, я пытался, но у меня опять ничего не вышло, я боролся с грехом, но снова проиграл. Прости меня, Господи, чтобы я мог быть с Тобой». Например, вы выдохлись, дети требуют всё ваше внимание, у вас нет сил, и вы в отчаянии просите мужа помочь: «Пожалуйста, дорогой, купи завтра в магазине то, что нам нужно, я никак не успеваю». «Конечно, дорогая, я все сделаю!» — говорит ваш супруг. На следующий день он приходит домой после работы и понимает, что забыл выполнить обещание, не заехал в магазин. Но он не хотел этого, он забыл не специально, просто был настолько занят, что это вылетело у него из головы. Ваш муж говорит, что сожалеет, и это действительно так. Это не означает, что он вас не любит, — вот это и есть исповедь.

— Почему прощение иногда дается очень непросто? Мы вроде бы прощаем человека, но нам тяжело его видеть, общаться с ним каждый день.

— Ну, это не прощение! С таким же успехом можно утверждать, что я не хожу в церковь потому, что Бог у меня в душе. Если человек голоден, а мы не хотим дать ему еды, любим ли мы этого человека? Конечно, нет! Это то же самое, что сказать: «Не волнуйся, я люблю тебя в душе, потерпи, не умирай, всё в порядке!» Смешно, правда?! Мы должны просить прощения и не быть гордыми, потому что прощать мешает именно гордость. Мы думаем: «Он сделал мне больно, почему я должен его прощать? Он меня обидел, лгал мне, он думал только о себе. Я злюсь и не могу простить!» Если человек просит у нас прощения, а мы не прощаем его, — мы выглядим глупо. И если кто-то не просит прощения у нас, он тоже глупец. Господь сказал: «Если не будете прощать братьям своим, то и Я вас не прощу».

— Бывает такое, что пожилому человеку трудно прощать тех, кто младше его. Такой человек уверен, что возраст — это привилегия, чтобы не просить прощения первым.

— Потому что он ничего не знает о том, как любить ближних. Он думает о себе, жалеет себя.

Человек везде человек, мы все одинаковые. Важно другое — православные ли мы?

— Вы замечаете разницу между русскими и американскими православными?

— Нет никакой разницы — человек везде человек, мы все одинаковые. Важно другое — православные ли мы? Есть много русских, которые считают себя православными, но на деле не являются таковыми. И также среди американцев: есть православные только по названию, однако они считают себя истинными христианами. Если человек не живет Евангельскими заповедями, если не отдает Богу и людям то, что должен, — этот человек не может назваться православным христианином. Можно повесить себе на шею огромный крест и надеть черные одежды, однако это не сделает вас христианином. Если мы не умеем любить, не замечаем наших братьев и сестер во Христе, не прощаем врагов — мы не христиане, а фарисеи.

— Мы опять вернулись к теме любви. Авва Дорофей писал, что любовь есть узда раздражительности. Раздражение тоже является проблемой в духовной жизни и не только. Мы все раздражаемся, тяготимся друг другом.

— Но ведь не сказано, что если любишь, то не будешь никогда раздражаться. Истинная любовь помогает сглаживать такие моменты. Если мы будем пытаться любить, будучи горды, полны эгоизма, любви к себе, то нас будет раздражать буквально все. Эгоистичная любовь к себе — вот причина всех разрушительных действий человека.

— На одной из своих лекций в Москве вы упомянули о строгих работницах в церкви, которые учат всех и вся. Этот феномен уже стал притчей во языцех. Как нужно правильно реагировать на таких активных бабушек?

— У вас в России тоже есть такие женщины? Мы должны понимать, что эти люди духовно не совсем здоровы. Своими замечаниями, выговорами они осуждают других, а это далеко от истинного христианства. Если человек действительно молится во время богослужения, он не замечает ничего вокруг — тем более чужих недостатков, кто во что одет, как крестится и так далее.

— Что такое настоящая красота?

— Красота — это всё, что создано Богом. Красота всегда от Бога, не от человека. Если человек красив, это доказательство тому, что в нем отражается божественная красота. Физическая привлекательность не есть красота в подлинном смысле — как правило, это похоть. В этом всегда будет эгоистичный мотив: а что я могу получить от этой красоты? В этом случае человек не ценит то, что является для него красивым. Он хочет обладать этой красотой, использовать ее для себя, чтобы удовлетворить свои потребности. Подлинная красота, при условии, что в ней мы видим Бога, позволяет увидеть нечто великое, нечто более важное, чем ты сам или другой человек.

Когда мы восхищаемся красотой прекрасного леса, то не говорим, что хотим, чтобы лес принадлежал только нам, что мы хотели бы купить его для себя. Вместо этого мы восхищаемся: «Слава Тебе, Боже, что создал такую красоту! Это потрясающе!» Но бывает такое, что какой-то человек хочет присвоить красоту леса для себя, чтобы никто больше не мог его видеть, кроме него, — это уже жадность. Когда мужчины видят красивую женщину, они зачастую не думают: «О, Господи! Слава Тебе за такую красоту!» Да-да, мы редко так думаем! Мы говорим совсем по-другому: «О, какая красота! Как бы мне заполучить ее!» Это далеко от того понимания, что женщина отражает Божию красоту, здесь она просто объект желания. Мы забываем, что все дело в Боге. Нет ничего, кроме Бога, этот мир ничто — смысл имеет только Бог.

Надо заботиться о внутреннем содержании своей души, а не о внешнем (телесной оболочке) — всё это рухлядь, которая скоро превратится в прах

– Молодые девушки и женщины стремятся подольше сохранить молодость и красоту. Сейчас на это работает целая индустрия. Почему люди так отчаянно боятся стареть?

– Ничего удивительного. Стоит выйти на улицу, как на вас обрушивается реклама – красивые лица, тела. Все это просто смешно, но люди не понимают этого. Расскажу забавный случай. Однажды в Канаде я выступал на собрании молодых православных профессионалов, где было много известных людей: знаменитые актеры, актрисы, богатые люди. Среди них был молодой человек с девушкой – звезда футбола в своей стране. На девушке было надето то ли платье, то ли пояс, что не поймешь; руки тоже были оголены. Кто-то из присутствующих сказал ей, что такой наряд не подходит для церкви, на что девушка резко отреагировала: «Мне сказали не надевать штаны, поэтому я и пришла в платье!» Было очевидно, что одеться подобным образом на такое мероприятие неприлично, но девушка этого даже не осознавала. Она не видела, как непристойно она выглядела, придя в церковь в таком виде. Эта девушка просто хотела, чтобы ее заметили. Были там и другие женщины, очень сильно накрашенные. Все смотрели на них, но они даже не понимали, как смешно это выглядит и как неуместно в данный момент.

Люди боятся смерти. Но у людей причин бояться смерти нет, потому что они и сейчас не живут.

Люди боятся смерти — это большая проблема в наше время. Но у этих людей причин бояться смерти нет, потому что они и сейчас не живут. Они далеки от Христа, у них нет связи с жизнью и другими людьми, так как настоящая жизнь может быть только во Христе. Поэтому они впадают в панику: «Мне нечего дать другим, я старею, умираю — и что дальше?»

— Господь заповедал христианам всегда пребывать в радости. Но как мы можем радоваться, когда в мире и наших частных жизнях столько горя, боли и проблем?

— Христиане всегда должны радоваться и за всё благодарить Бога, поскольку главный признак христианства — радость. Почему мы не должны радоваться, если с нами Бог? Если мы с Богом, всё возможно.

— Другими словами, мы должны иметь твердое упование в наших сердцах?

— Надежда — это понимание и принятие того факта, что Христос обещал прийти во славе. Он обещал, и поэтому, если мы верим и делаем то, что Он нам говорит, если мы имеем в сердце любовь к Богу и ближним, мы наследуем вечную жизнь. И тогда надежда воплотится в истинную счастливую жизнь, полную радости, еще здесь на земле.

http://www.pravoslavie.ru/

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

Номер: 
Месяц: 
Год: