«Не рыдай Мене Мати»

Образ «Не рыдай Мене, Мати» относится к страстным и изображает Богородицу, оплакивающую Своего Божественного Сына, снятого с креста после распятия.Тело Спасителя представлено на фоне креста и наполовину погруженным в гроб, глаза Его закрыты, руки сложены крест-накрест. Богородица обнимает Христа, нежно приникая к Его щеке. Эту икону иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пьета».

Страстная тема в православной иконографии не имеет такого разнообразия, как в искусстве западноевропейском, тем не менее, начиная с конца XV в. в русские иконостасы входит Страстной ряд, а в аналойных иконах и в росписях жертвенника появляется сюжет «Не рыдай Мене, Мати». Иконография этого образа сложилась в византийском искусстве XIII в., а затем пришла в древнерусскую традицию.

На иконе «Не рыдай Мене, Мати» изображается Богородица, обнимающая Христа, стоящего во гробе на фоне креста. Нередко этот образ называют православной «Пьетой» (итал. пьета – плач), поскольку здесь раскрывается тема оплакивания Христа перед положением Его во гроб. Наверное, самым известным западным произведением на эту тему является «Пьета» Микеланджело.

Действительно образ оплакивания присутствует как в западной, так и в восточной христианской традиции, поскольку для всех христиан тема страданий и крестной смерти Спасителя свята.

Однако есть существенные отличия православного образа от западных аналогов. Если на Западе этот образ дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, оплакивающей своего Сына, то в православном образе не чувствуется тотальности смерти. Напротив, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении.

Об этом говорит и название образа, которое восходит к ирмосу девятой песни канона св. Космы Маюмского на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

В песнопении Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, побеждающем смерть. И в иконе мы не видим ничего мрачного, но в ней подчеркивается мотив диалога Матери и Сына. Композиция повторяет иконографическую схему Умиление, где Пресвятая Дева прижимает к груди Богомладенца Христа. Эта перекличка показывает, что в иконографии Умиления присутствует тема Страстей, а в иконографии «Не рыдай Мене Мати» – тема любви. Но именно любовь и побеждает смерть.

Искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА

Номер: 
Месяц: 
Год: