К святыням Белоруссии

Многовековая история православия на белорусской земле – огромная книга, которую по Божиему благословению творили многие авторы. К сожалению, в этой книге не обошлось и без страниц преисполненных грусти и скорби. Однако свет Веры дает силы людям, идущим праведными путями. И дороги эти ведут к православным храмам, к благодатным иконам, к божественным святыням, которыми так богата земля Белой Руси – поистине православная сокровищница.
В январе этого года в паломничество к святыням белорусской земли отправилась группа прихожан нашего храма. Путешествие, которое они совершили по городам и весям православной Беларуси, – это километры, часы, дни, посвященные искреннему общению с Богом и подвижниками веры Христовой. Своей радостью, переживаниями и впечатлениями паломники делятся с читателями «Александро-Невского вестника».

Душа поет и сердце радуется!

В ночь на Старый Новый год мы выезжаем в паломническую поездку в Беларусь. Дорога предстоит дальняя: Новосибирск-Москва-Минск.
И вот утро 14 января и мы в Москве. Едем в Троице-Сергиеву Лавру. 2014 год юбилейный – 700 лет со дня рождения прп.Сергия Радонежского. Обогревшись и насытившись в «Трапезной палате» идем на экскурсию по древней обители. Экскурсовод старается показать и рассказать как можно больше. Около мощей прп.Сергия тихо и спокойно. Можно подойти, приложиться, поблагодарить святого и попросить молить Бога о нас.
Вечерним поездом выезжаем в Минск.

…И вот она – столица Беларуси. Утренними огнями встречает нас город – начинается новый день. Размещаемся в Доме паломника. Уютная комната, чисто, тепло и радостно. Едем на экскурсию в Свято-Елисаветинский монастырь. Он завораживает. Слушаем историю монастыря. Удивительно, но ему всего 15 лет.
Вечером – чудесный концерт Дивны Любоевич с ансамблем «Мелоди» и праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря. Что тут можно сказать? Дивно, дивно, дивно! Чувства переполняют! Душа поет и сердце радуется!

Очень тронуло душу посещение удивительного Свято-Евфросиниевского монастыря где нас вновь ожидала радость: мы приложились к восстановленному кресту св.Евфросинии и смогли увидеть ее келию. Откройте свое сердце, попросите помощи у Преподобной Евфросинии и чудо встречи с Богом придет к вам. О жизни прп.Евфросинии мы немного знали, но здесь мы прикоснулись к камням и стенам которые помнят ее. Удивительная святая подвижница опередившая свое время на столетия…
А 18 января нас ждало еще одно чудо – возможность приложиться к великой святыне, Дарам волхвов. Это не входило изначально в планы нашей поездки. О том, что Дары будут привезены в Минск в период нашего белорусского паломничества, мы узнали за неделю до отъезда. Это было для нас настоящее Рождественское Чудо!

Вечером и ночью праздничное богослужение Богоявления в Державном храме Свято-Елисаветинского монастыря. Очень красивый храм! Такое ощущение, что ты в Раю!
После ночной Литургии едем на подворье, где уже все приготовлено (в том числе и прорубь) к праздничному водоосвящению. Молебен совершает духовник монастыря отец Андрей Лемешонок. Несмотря на время (4 часа утра) народу собралось очень много. Все желающие могли погреться и пообщаться у костра, а также попить горячего чая с конфетами.
Отдохнув полтора часа мы отправились в с.Крысово. Здесь я впервые увидела как красиво украшена еловыми ветками и шишками часовня над могилой блаженной Валентины Минской. Чувствуется что все сделано с почитанием и любовью.
Завершением нашей поездки стало посещение древнейшего Заславля.
Беларусь! Мы не прощаемся с тобой, мы говорим тебе: «До свидания!».

Зырянова Елена

Паломничество укрепляет веру

В январе 2014 года мы семьей из 5-ти человек в составе группы паломников Александро-Невского храма г.Барнаула совершили паломничество по святым местам Беларуси.
Из Москвы (пункт нашей пересадки) мы проехали в Сергиев Посад и посетили Троице-Сергиеву Лавру. Для нас провели экскурсию, которая позволила нам увидеть и понять всю внешнюю и внутреннюю красоту творчества мастеров Древней Руси, вникнуть в вековое духовное и культурное наследие, которое создавали наши предки: молитвой и трудом. Лаврские храмы, росписи и иконы сохранили тайны духовного молитвенного опыта русских святых.
Затем, с Белорусского вокзала Москвы мы доехали до Минска. Если говорить о Беларуси в целом, то здесь нас особенно впечатлили гостеприимство и доброжелательность людей.

Увидев храм в честь иконы Божией Матери «Державная», а также весь комплекс Свято-Елисаветинского монастыря удивились тому, что они очень молоды. Монастырь выглядит и чувствуется таким же внушительным, как и святыни Полоцка и Жирович, которым уже не одна сотня лет. Экскурсия по монастырю подарила еще много открытий и приятных переживаний, интересной информации и «пищи» для размышлений.
Регулярно участвуя в паломнических поездках, я понял, что паломничество укрепляет веру. Оно укрепляет в нас христианский дух, учит терпению, благодарности, побуждает к любви и состраданию к ближнему, учит с благоговением относиться к святыне, а также возрождает исторические корни. Домой возвращаешься другим человеком.
Тищенко Евгений

История нашей поездки очень богатая

В первый день нашего пребывания в Беларуси у нас была очень насыщенная и интересная экскурсия по Минску. В ходе этой экскурсии мы побывали на мемориальном острове Слёз (Остров Мужества и Скорби) в честь сынов Отечества погибших за его пределами, щемящий памятник матерям, продолжающим ждать своих сыновей. Порядок на мемориале поддерживают воины-«афганцы».

Посетили мы два из 4-х старейших городов Беларуси: Полоцк (там Спасо-Преображенский храм XII века со старинными фресками, а рака со святыми мощами преподобной Ефросиньи Полоцкой, богатой княжны, ставшей монахиней в 12 лет), находятся в Кресто-Воздвиженском соборе на территории Свято-Ефросиньевского женского монастыря, где мы к ним и приложились.

Были в Жировичах, где в Свято-Успенском мужском монастыре есть чудотворная икона Божьей Матери, святой источник с купальней (некоторые наши паломники окунались в нём). Далее в деревне Сынковичи есть уникальный храм-крепость Архангела Михаила (XII-XV век), стоящий одиноко посреди степи. Но при этом действующий! В нем регулярно совершаются службы.

18 января после того как мы сподобились приложиться к Дарам волхвов была поездка в мужской Благовещенский монастырь в деревне Малые Ляды, прекрасный храм, восстановленный в 1994 году, в нём много икон, есть одна необычная, к которой мы все приложились. Она подарена монахами Ватопедской обители с Афона: икона Божией Матери «Отрада и Утешение», краска для её написания была соединена с мощами афонских подвижников.
Вечером накануне Крещения были на Всенощном бдении и ночной Литургии, исповедались и причастились, взяли немного крещенской воды, а наш священник о.Николай служил вместе с местными батюшками. Потом мы отправились на автобусе на подворье, где уже была приготовлена иордань, красивая иллюминация, а для согрева – костры и горячий чай.

После ночной Крещенской службы мы посетили могилку святой блаженной Валентины Минской, которая похоронена на обычном сельском кладбище села Крысово. Могила украшена еловыми ветками и цветами, к ней ведёт протоптанная тропка. Мы приложились к кресту, и отправились в с.Станьково в храм Святителя Николая, где служил отец блж.Валентины и где ее крестили. Мы проезжали через бывшую усадьбу и парк графа фон Гуттен-Чапского, который начинал строить этот храм в XIX веке. В Свято-Богоявленском кафедральном соборе с.Станьково настоятель о. Александр рассказывал, как его отец (священник о. Пётр) ездил за советом к местночтимой святой Валентине Минской, и как-то взял своих 3-х сыновей, тогда ещё мальчиков. Так святая Валентина, ещё не видя их, сказала: «Пропустите, там батюшка 3-х батюшек привёз». И что вы думаете, все сыновья сейчас священники, один в Полоцке, второй – диакон в Гродно, а третий служит у Патриаршего экзарха всея Беларуси – владыки Павла.

19 января, поехали в город Заславль на западе республики, на границе с Польшей, где батюшка (отец Николай Мозгов) рассказал с большим воодушевлением необычную историю храма. Оказалось, сам он бывал у нас на Алтае, что было приятно. А вообще все очень удивлялись тому, что так издалека прибыли алтайские паломники. На обратном пути в Москве посетили Марфо-Мариинскую обитель, у которой своя богатая история, а фрески там расписывал художник Михаил Нестеров, познакомились с историей обители и трагическим житием великомученицы святой княгини Елизаветы (там добротный музей с её подлинными экспонатами).
С нашим приездом и в Москве и в Минске выпал снег и похолодало, до этого снега не было и было относительно тепло.

Были на Красной площади, в Казанском соборе, побывали в храме свт. Николая при Третьяковской галерее, где хранится подлинная икона Владимирской Богоматери, в храм её не отдают (там они портятся), а сделали небольшой храм в галерее, но вход с другой стороны. И хотя посещение было закрыто, когда узнали, откуда мы прибыли, нас по Божьей милости пропустили и мы смогли приложиться к Иконе Владимирской Божьей Матери. Кроме этого, побывали в храме великомученицы Татианы, недалеко от Кремля, а также в храме Николы в Кузнецах, это на территории Свято-Тихоновского Университета, и даже трапезничали.

Всё было интересно, история нашей поездки очень богатая, впечатлений много, надо всё это пережить и переосмыслить.

Что особенно понравилось и произвело впечатление: доброжелательные и хорошие люди, Свято-Елисаветинский монастырь в Минске и необыкновенно красивое пение праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря, ухоженные и посещаемые храмы, изумительные иконы, монастырские мастерские – иконописные, мозаичные, витражные и множество других – всего более 30, храм XII века, созданный Ефросиньей Полоцкой (г.Полоцк), ледоход на Западной Двине 16 января 2014 г. ( в Полоцке), сподобились приложиться к «Дарам волхвов» 18 января

Р.Б. Алексей и Валерия

Эта Святая угодница Божия стала для меня родной

Ещё в 2012 году, когда я была в паломнической поездке в Ачаирском женском монастыре в Омской области, то увидела в монастырской трапезной в красном углу икону преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. И так получилось, что меня на время пребывания в монастыре благословили на клиросное послушание. На клиросе я познакомилась с регентом – монахиней Надеждой. И оказалось, что она жила в Беларуссии и была в Спасо-Преображенском Евфросиниевском монастыре и прикладывалась к мощам преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Когда монахиня Надежда рассказывала о раке с мощами преподобной, мне захотелось тогда тоже когда-нибудь съездить в монастырь, где покоятся мощи преподобной Евфросинии.

Об этой Святой угоднице Божией я узнала, точно не помню, кажется, в 2006 году. Я тогда жила на севере Красноярского края в городе Талнахе, ныне этот город переименовали в Талнахский район города Норильска. Там есть храм в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы, в этом храме у меня было тоже клиросное послушание. Именно здесь на клиросе этого храма мне дали в дар маленькую иконочку преподобной Евфросинии с частицей покрова, освящённого на её святых мощах. Перед этой иконочкой я читала Акафист с молитвой преподобной Евфросинии и с этой иконочкой я несколько лет с Божией помощью ходила в Крестные Ходы из города Барнаула в село Коробейниково ко дню Празднования Чудотворного Образа Пресвятой Богородицы – «Коробейниковская-Казанская». Прочитала житие преподобной Евфросинии, здесь в Барнауле купила ещё две иконочки, на которых Святая Евфросиния иконографически изображена по-разному: на одной иконе она изображена по пояс, на другой – во весь рост. Эта Святая угодница Божия стала для меня родной. И когда я узнала в библиотеке Александро-Невского Собора, что организуется паломническая поездка по Святым местам Беларуссии, в частности, в город Полоцк к преподобной Евфросинии, то обрадовалась и загорелась огромным желанием поехать в такую паломническую поездку. Для меня недостойной эта поездка стала подарком от самой преподобной Евфросинии. Как же она нас любит и слышит!

Бастрыгина Инна

Бесчисленны дороги православной Беларуси, нет счета православным святыням… Приглашаем вас совершить вместе с нами паломническое путешествие к этим святыням в июне месяце.