Рождественские обычаи и традиции...

Рождество – праздник, который объединяет весь христианский мир. У каждой страны свои уникальные обычаи и традиции, которые связаны с этим торжеством.
Туциндан, баднидан, печеница, ратарица с плетеницей, честница. Что означают эти слова, радующие любого серба, вы узнаете из предлагаемой статьи Миладина Митровича.

... в Сербии

Если в Русской Православной Церкви праздник Пасхи является центральным и стоит на первом месте, то прославление Рождества Господня является первым и главным праздником для Сербов. Празднование Рождества Сына Божьего воспринимается как рождение новой жизни, и поэтому праздник Рождества является праздником для всех, молодых и старых, детей и родителей.

Сербы хорошо помнят свою историю, и это, несомненно, ключевой момент такого уважения к своей вере, обычаям и традициям: во многом благодаря ей они не исчезли с этнографической карты мира за 500 лет турецкого ига. Поэтому Православная церковь вместе со своими христианскими традициями играет важную роль в обществе и жизни страны. Даже во времена социализма диктатору Тито (атеисту, но, что немаловажно, хорвату по национальности) не удалось полностью исключить церковь из общественной жизни Югославии и, в первую очередь, Сербии.

Рождество сербы встречают тоже по-особому. В обрядности праздника есть даже элементы языческие, сохранившиеся со времен святого Саввы, первого Архиепископа Сербского. Святой Савва когда-то намеренно сохранил народные обычаи, чтобы привлечь к православной вере большее число людей. Создавая автокефальную Сербскую Церковь, он старался создать и независимое сербское богослужение, давая в этом процессе огромное значение народным обычаям и традициям, которые он переосмыслил и придал им христианскую окраску.

Рождество Христово (так называемый Божич) – праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца.

Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается – 27 января, в день святого Савы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января).
Согласно канонам Православной Церкви, сербский народ готовится к празднованию Рождества соблюдая сорокадневный пост, в течение которого верующие постом и усиленной молитвой готовятся встретить Богомладенца Христа. Такая продолжительная подготовка к празднику свидетельствует об особой важности для жизни христиан того события, которое отмечает Церковь в этот день.
За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка, а в некоторых местах барашка. В этот день нельзя наказывать детей – есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день «Туциндан».

Рождественский сочельник, 6 января, называется в сербских странах (собственно Сербии, Черногории и Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины) «Баднидан».

В этот день до восхода солнца глава семьи и его сыновья или внуки (обязательно кто-то из младших) выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка – «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда: ратарицы – замешиваются из квасного теста в виде шариков, при этом самая большая делается для хозяина, самая маленькая – для младшего ребёнка; плетеницы – замешиваются из кислого теста в виде косы, при этом самая большая делается для хозяйки, самая маленькая – для младшей дочери (внучки).

Бадняк – это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника.

Как только хозяин дома находит подходящий дуб, он поворачивается лицом к востоку, крестится три раза, поминая Господа Бога, свою Славу (святого – покровителя семьи) и завтрашний праздник, а затем тремя ударами срубает дерево (первый удар наносится с востока, последний обычно с запада, чтобы дерево упало на восток на плечи хозяина). Если дерево не удается срубить тремя ударами, его отрывают от основания без помощи топора. В этом случае его нижняя часть называется бородой.
Принесенный из лесу бадняк, иногда облаченный в рубашку, до вечера оставляют прислоненным к наружной восточной стороне дома. Символически бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжег его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк является также символом креста, на котором был распят Христос. В течение всего этого дня дом празднично украшается.

Ужин на Рождественский сочельник также воспринимается как семейный праздник. После того как хозяин дома внесет бадняк и солому, все домашние собираются в круг стола и поют тропарь празднику рождества и читают молитвы.
Бадняк также приносится и во все церкви и монастыри. Приезд бадняка в храм встречается торжественно священниками и множеством народа. Сначала он освещается перед храмом, а потом вносится в храм и наряжается, оставаясь в Церкви до Нового Года (14 января). После чина освещения бадняка храм застилается соломой, превращая, таким образом, Церковь в пещеру в которой родился Богомладенец Христос. Тут же начинается и всенощное бдение, после которого детям раздаются подарки.
Божественная Литургия на сам праздник Рождества начинается утром рано в 5 часов. Рождество Христово в Сербии – это праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Приняв таинство Евхаристии, послушав рождественское послание патриарха и поздравляя друг друга со светлым праздником, люди отправляются в свои дома, где вместе с семьями отмечают праздник на богато украшенных столах.

Особо важным на день Рождества является рождественский хлеб (чесница), приготовлена из белой муки и масла без дрожжей. Чесницу начинают готовить на сам праздник, когда хозяйка услышит первый звон церковных колоколов. Самое название «чесница» происходит из слов «чест» (кусок) и «срећа» (счастье). Этот хлеб ломится на куски и раздается всем собравшимся на Рождество, обозначая, что Христос пришел в мир для всех людей. Поэтому и чесница символизирует Рождество Богомладенца Христа.

Во второй половине дня люди посещают друг друга по домам, отмечая Рождество танцами и народными песнями.

Портал Богослов.Ru


...в Греции

Рождество в Греции – праздник общенационального масштаба. Все празднично украшено, везде стоят елки. Апогей зимних празднований – 25 декабря. Новый год отмечается гораздо менее торжественно.
Рождество в основном празднуют дома. Хозяйка дома традиционно печет «Христов хлеб» с крестом сверху и украшает его орехами: один орех в середине и 4 по краям. Хлеб не сладкий, в отличие от пирога святого Василия, который все пекут и едят 1 января на Новый год.

Вообще считается, что на рождественском столе должно быть очень много блюд, потому что это изобилие будет равно богатству и изобилию всего последующего года. У греков нет какого- то определенного рождественского блюда. В последнее время они взяли моду готовить индейку, но это уже западное влияние. Раньше жарили барана или свинью, кто победнее – птицу.

Обязательно на столе должны быть орехи и сухофрукты. Орех вообще – символ жизни, плодородия и т. д. Еще непременно ставят сладости, в которых есть мед – важный для многих культур обрядовый продукт.
Из свежих фруктов самую большую роль у греков на Рождество играет гранат, потому что гранат – символ наступления нового времени: в нем много косточек, и подарить гранат – значит как бы пожелать человеку много денет, скота и других благ.
Гранат украшали: втыкали монетки, причем дорогие. Сейчас их изготавливают специально к празднику. Любой греческий магазин сейчас полон гранатов во всех возможных видах: пластмассовые, деревянные, украшенные бисером, золотые, серебряные, бронзовые, позолоченные. Их уже просто дарят как рождественский сувенир друг другу на Рождество.

К Рождеству украшают город, наряжают елки. Вообще, в Греции украшение елки – поздний обычай. На Рождество могли украшать рождественское дерево: обычную палку, на которую привязывали ленточки и колокольчики. Получался образ мирового древа, известный в любой традиционной культуре.

Изначально в приморских областях украшали специально вырезанные для праздника деревянные корабли – увешивали их лентами, цветами, колокольчиками. В деревне таких кораблей было несколько, но стояли они не в каждом доме: только зажиточный человек мог выделить время и средства на изготовление корабля. Потом дети обходили с этими кораблями деревню и пели колядки.

В некоторых деревнях дети колядуют до сих пор. Правда, корабли, специально украшенные к празднику, теперь покупают в магазине.

Пять дней от Рождества до Нового года продолжается праздник. Все это время стоит богато накрытый стол, продолжаются каникулы. А 1 января празднуют другой праздник – День Святого Василия. До сих пор совершают Подарико. Это обычай, когда 1 января в дом входит первый гость, он должен обязательно быть хорошим человеком.

На Новый год обязательно готовят василопиту – сладкий пирог, в котором запекают монетку. На пироге святого Василия нет никакой христианской символики. Сейчас василопиту продают в любом супермаркете. Так же, как на Пасху – крашеные яйца.
Монетку до сих пор кладут и всегда проверяют, кто будет счастливым в следующем году.

В греческой традиции святой Василий выглядит, как святой Николай в западноевропейской: красная шуба, красная шапка, белая борода и мешок подарков. Только шуба не длинная, а короткая. Именно святой Василий приносит детям подарки.
Очень интересны новогодние колядки – колядки святого Василия. Все они посвящены этому святому. По сюжету, он приходит из Кесарии, непонятной, далекой, почти сказочной страны и оказывается ученым, который очень долго обучался грамоте. И вот он теперь обходит все города и веси, и куда бы не приходил, его просят рассказать алфавит: «Святой Василий, здравствуй! Откуда ты идешь? – Иду я из Крицарици, а иду я к вам. – А спой нам какие-нибудь песни, расскажи нам что-нибудь: истории, сказки. – Песен я не учил, сказок я не учил. Я учился грамоте, я обучался читать. – Хорошо, расскажи нам тогда алфавит». И когда он начинает рассказывать алфавит, происходит все самое интересное и важное: расцветает мировое древо, на его ветвях появляются четыре Евангелия, а в центре – Сам Христос.

У греков очень интересные традиции празднования Богоявления. Большая процессия прихожан во главе со священником отправляется к какому-нибудь большому источнику воды или морю. Они обязательно бросают в воду крест, чтобы освятить ее, и молодые люди прыгают в воду. Кто крест достанет, считается «первым парнем на деревне» в течение всего следующего года.

Ксения Климова
http://www.taday.ru

Номер: 
Месяц: 
Год: