Истинная свобода - это свобода от греха

В Священном Писании есть удивительные слова. «Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог; ибо храм Божий свят, и это – вы». (1 Кор. 3:16-17)

А разоряет храмы нашего естества – грех. Ведь если мы сами не согласимся, не соизволим на это разрушение, разорение нас грехом, то все силы мира сего, ни люди, ни демоны, ни обстоятельства не смогут это совершить. Пример тому – многочисленные примеры святых мужей и жен, преподобных и мучеников. Они предпочитали временную смерть, но не согрешить, не отпасть от Бога, ни в чем не разрушить в себе истинного достоинства человека, истинной свободы – Образа Божьего в себе.

Пост – это особое время обретения истинной свободы. Истинная свобода – это свобода от греха. Так нас учил Господь Иисус Христос. И каждый из нас, вставая на поприще поста, видит, что он пребывает в тяжкой несвободе, рабстве своим страстям, грехам и порокам. Нет ничего страшнее этого переживания своего рабства. Этой духовной тюрьмы, где мы заключены в наших немощах. Подчас видение нас самих, такие, какие мы есть на самом деле, повергает нас в отчаяние и ужас.

Наша Церковь, святые отцы знали это, и ободряли нас, говорили о том, что этот этап, недовольства собой, до ненависти к самому себе, он просто необходим для нашего спасения. Ибо Господь говорит: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит... притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». (Лк, 14:26). Конечно, это не ненависть в обычном, житейском смысле. Эта благая ненависть к нашей греховной жизни, напротив, является свидетельством того, что Дух Божий, неизреченный Свет Христов коснулся нас.

И в первую очередь этот Свет показал нам нашу тьму и несовершенство. И если это истинный Свет, то мы не видим никаких грехов, несовершенств в наших ближних. Мы знает только свои грехи. Мы искренне понимаем, что грешнее нас нет никого. Именно в пост это должно совершиться с нами.

И именно пост – помощь Церкви не остаться во тьме отчаяния, потянуться в это время к свету, к обретению достоинства, к восстановлению храма нашего естества. Во время поста все благодатно. И ограничение в пище… Как можно роскошествовать в еде, когда мы ощутили в себе смерть? Как веселиться, думать о чем-то другом, когда ощутили в самих себе мертвеца…

Поспешим к освобождению. К особым великопостовым службам, к словам покаянных молитв… И к вершине всех средств обретения свободы – нашим церковным Таинствам Покаяния и Святого Причащения… Это благие средства к возрождения нас от смерти к жизни. Наших тел и душ, нашего человеческого естества.
Будем в эти дни идти путем покаяния и смирения, чтобы восстать с Господом нашим в День Его Святого воскресения. Аминь.

Великий пост. 2013 год.
Максим Епископ Барнаульский и Алтайский

Номер: 
Месяц: 
Год: