Приготовление к празднику Рождества Христова

с 28 ноября по 6 января – Рождественский (или Филиппов) пост

Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный устав назначает пред ними и пост, по продолжительности равный предпасхальному, т. е. Великому, именно 40-дневный, называемый посему «четыредесятницей», но в отличие от Великого поста, «малой».
Обнимая собою определяемый знаменательным числом 40 (числом дней, которым измеряли свой пост Моисей, Илия, сам Христос; а также сроки кар Божиих: потоп, сорокалетнее странствование по пустыне) период времени, этот пост, день за днем, углубляет в душе верующего ожидание праздника. Непрерывно направляет на него мысль и чувство, заставляет переживать событие всей духовно-телесной жизнью.
будучи первым после Великого поста по продолжительности и значению (как приготовительный к важнейшему после Пасхи празднику), Рождественский пост не отвечает этому месту своему по строгости предписываемого в течение его воздержания. В этом отношении он уступает Успенскому посту, которому предписывается уставом более строгое воздержание, чем в Рождественский пост (исключая своих последних дней). Для субботы и воскресенья Рождественского поста назначается самая легкая и низкая степень воздержания: именно разрешается употребление рыбы.
Ослабляя по временам строгость общей нормы пощения для великих праздников, церковный устав усиливает эту строгость со 2 по 6 января. В эти дни уставом безусловно воспрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье, падающие на этот промежуток поста не только потому, что они заключительные дни поста, но и потому, что они, как положением своим, так и священными воспоминаниями, приуроченными к ним, вполне отвечают в Рождественском посту Страстной седмице Великого поста.
Из заключительных дней Рождественского поста наиболее строгим воздержанием освящается 6 января, известный под именем сочельника. Это название именно и указывает на ту степень пощения, которая назначается уставом для этого дня. Сочельник, видоизмененное «сочевник», происходит от слова «сочиво», означавшего, вероятно, кашу из сушеных зерен (круп). Сочиво – то же, что «коливо»; еврейское слово «кали», употреблено в Книге Руфь 2:14 и в 1 Цар. 1:7, 17 о зернах особого приготовления, вероятно, крупе) т. е. сладкая каша из рисовой, пшеничной или другой крупы.
Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Предложение этого блюда на трапезе в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушать коливо. А благословение колива для вкушения уставом положено в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. На Рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, снедается в честь Святейшего из святых людей и Того, в Котором тотчас по рождении Его, по убеждению Православной Церкви, волхвы прозревали тридневного Мертвеца. Спаситель пришел на землю, родился на ней главным образом для искупительной смерти за наши грехи. Поэтому в сочельник полагаются на церковных службах ирмосы Великой субботы: «Волною морскою». В связи со всем этим стоит то обстоятельство, что в сочельник Рождественский иногда читается евангелие из притчи о зерне горчичном, без сомнения, потому, что Спаситель сравнивал с зерном Себя в отношении пришествия на землю («Аще зерно пшенично пад на землю»...) и смерти на ней («...не умрет, то едино пребывает» и т. д. Ин. 12:24). Евангелие о зерне горчичном не всегда читается в сочельник, а только тогда, когда вечерня на сочельник служится отдельно от литургии (что бывает, если сочельник приходится в субботу или воскресенье), и когда, следовательно, есть возможность прочитать два евангелия: одно на литургии (о самом событии Рождества Христова), а другое на вечерне. Назначение такого евангельского чтения для сочельника хорошо объясняет уставное предписание о сочиве.
Вкушать эту небогатую пищу положено в сочельник только после литургии, которая соединяется с вечерней, уже Рождественской, когда, значит, уже начался церковный день Рождества. Таким образом часть сочельника, принадлежащая к церковному 6 января, проходит в полном неядении. Но если сочельник приходится в субботу или воскресенье, то в день его «пост не бывает» (по выражению устава), т. е. вкушение пищи дозволяется ранее вечера, именно: «по отпущении литургии снедаем по уломку (ломтю) хлеба и от вина вкушаем мало», а после вечерни «едим совершенно», т. е. бывает настоящая трапеза.

М.Скабалланович
sedmitza.ru

Номер: 
Месяц: 
Год: