«Гнев есть огонь...»

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин родился (ок. 350 г.) в Марселе Галльской области — в Западной Римской империи. Отсюда произошло и название его «Римлянин». Преподобный принял иночество в Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель. В течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей.Преподобный Кассиан — автор 12 книг и 24 бесед, основанных на духовном опыте подвижников. По словам преподобного Иоанна Лествичника, “великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно”. Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

Смертоносный яд гнева надо, с помощью Божией, исторгнуть из глубины души нашей. Если он гнездится в сердцах и ослепляет око ума вредным мраком, то мы не можем приобрести ни правильной рассудительности, ни ясности благочестивого созерцания, ни зрелости совета. Не можем быть участниками истинной жизни, твердыми в правде. Не можем быть способны к удержанию духовного истинного света, ибо сказано: “Смятеся от ярости око мое”. Не можем быть участниками мудрости, хотя бы мнением всех мы признаваемы были мудрыми, ибо сказано: “Ярость в недре безумных почиет”. Даже не можем достигнуть и жизни бессмертной, хотя в мнении людей и кажемся благоразумными, ибо “гнев губит и разумных”. Не можем с прозорливой рассудительностью соблюдать и законы правды, хотя бы мы во мнении всех считались совершенными и святыми, ибо “гнев человека не творит правды Божией”. Никаким образом не можем приобрести и степенной благопристойности, уважаемой и у людей века сего, ибо “муж ярый неблагообразен”. Никак не можем приобрести и зрелости совета, хотя кажемся важными и обладающими высшим знанием, ибо “острояростный без совета творит”. Не можем быть спокойными от вредных смущений и избегать грехов, хотя бы другие и вовсе не делали нам беспокойств, ибо “вспыльчивый человек возбуждает раздор,... человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит”.

Что сказать о тех, которые на многие дни продолжают гнев и сохраняют в сердце злобу?.. Яд гнева обращают себе в погибель, когда горечь скорби не выгоняют из себя, а на время только затаивают... (Как будто гнев должно обуздывать только на деле, а из сокровенных глубин нашего сердца нет нужды изгонять его.) Омрачившись тьмою его, мы лишаемся света знания и здравого совета и никак не можем быть храмом Святого Духа, пока будет обитать в нас дух гнева. Удерживаемый в сердце гнев хотя не оскорбляет присутствующих людей, но исключает светлое сияние Святого Духа, все равно как и обнаруженный на деле.
Бог не хочет, чтобы мы удерживали гнев даже и на короткое время, потому что Он не дозволяет приносить и духовные жертвы наших молитв, если мы сознаем, что кто-нибудь имеет хоть какую-нибудь скорбь из-за нас... Вред, нанесенный любому человеку, всегда есть потеря для Того, Кто одинаково желает и ожидает спасения всех Своих рабов. И потому, когда брат имеет нечто против нас, молитва наша будет недейственна, все равно как если бы и мы в раздраженном духе питали вражду против него.

Иногда мы, побежденные гордостью или нетерпеливостью, намереваясь исправить свой необузданный, беспорядочный нрав, желаем удалиться в уединение, как будто там скоро приобретем добродетель терпения, когда никто не будет трогать нас, извиняя свое нерадение, говорим, что причины гнева заключаются не в наших недостатках, а в пороке братии. И так как причины нашей погрешности возлагаем на других, то никогда не в состоянии будем достигнуть высшей степени терпения и совершенства.

Главную причину нашего исправления и спокойствия следует усматривать не в произволе другого, который не подлежит нашей власти, а в нашем состоянии. Итак, чтобы нам не гневаться, это должно происходить не от совершенства другого, а от нашей добродетели, которая приобретается не чужим терпением, а нашим великодушием...

Итак, если хотим получить высшую божественную награду, о которой говорится: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, то не только в наших действиях должны подавлять гнев, но с корнем должен быть извергнут он и из сокровенных глубин души...
Особенно имея в виду непрочное состояние человеческого положения, то есть неизвестность смерти, мы должны думать, что в каждый день можем переселиться из тела и нам не доставят никакой пользы ни воздержание целомудрия, ни отречение от всех имуществ, ни презрение богатства, ни труды поста и бдения, когда нам Судия вселенной указует вечное наказание за один гнев и ненависть.

Номер: 
Месяц: 
Год: