Корин Павел Дмитриевич

П. Д. Корин — одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в. Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев.Там же он окончил иконописную школу, а учиться дальше отправился в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. В столице Павел какое-то время работает в иконописной мастерской Донского монастыря. В 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая “встреча” — с творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту, стать продолжателем великих традиций русской живописи.
По окончании МУЖВЗ в 1916 г. Корин вынужден отдать дань соцреализму, как того требовало время.Однако тяготел мастер всегда к теме Православия в живописи.В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов, обретает свою тему. В апреле этого года умирает патриарх Тихон. В Москву на его похороны собирается вся православная Россия. Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный человек, П.Д. Корин осознает себя художником этой России, казалось бы обреченной, но продолжающей жить, уверенной в своей духовной правоте.

Вскоре началась работа над подготовительными этюдами к картине, которую Корин назвал “Реквием”.
Работа над этюдами к большой картине заняла десять лет. Последний портрет — митрополита Сергия, будущего патриарха — написан в 1937 г. Исполненные с редкой для искусства XX в. пластической мощью этюды вместе составляют уникальную портретную серию. Православная Русь — от нищего до высших церковных иерархов — предстает перед зрителем. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но при этом каждый обладает индивидуальным характером.

В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина получила новое название — “Русь уходящая”, что исказило первоначальный замысел, но и “прикрыло” художника от возможных нападок. Ведь многие из тех, кто изображен или должны были быть изображены на его полотне, в те 20-30-е годы были репрессированы, расстреляны и действительно ушли из жизни.

В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок.
После 1936 г. обстоятельства жизни художника изменились, он был вынужден прекратить работу над картиной. Огромный холст так и остался нетронутым. Эскиз показывает, что “Русь уходящая” могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре — три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха — праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: “Благослови кадило, Владыка!” — но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, “уходящая” в вечность.

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель древнерусских икон. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений. Но одержать главную победу — завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, — Корину не удалось.

Номер: 
Месяц: 
Год: