С верою и любовию приступим

Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, называть сердцевиной или центром великопостных богослужений. В некоторых старинных служебниках она носит название «Литургия Великой Четыредесятницы». И действительно, она является самым характерным богослужением этого священного времени года и совершается по средам и пятницам.

Имя этой службы раскрывает нам самую сущность ее: она является именно литургией «Даров Преждеосвященных». Этим она отличается от литургии Василия Великого или литургии Иоанна Златоуста, на которых совершается приношение и освящение Даров. Здесь же предлагаются нам Дары «Преждеосвященные», то есть уже заранее освященные на одной из предшествующих литургий. Другими словами: Литургия Преждеосвященных Даров — это, в сущности, не «литургия» в таком смысле, как бывают обычные литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого, а особый чин Причащения.
Чтобы понять причины возникновения такого чина, надо обратиться к его истории. В первые века христианской истории христиане приступали к Святым Тайнам на каждой литургии; и только те из них, которые пали в тяжелые согрешения, отлучались от причащения Святых Тайн на то или другое время. Таким образом, верующие причащались всегда по воскресеньям и субботам, а в остальные дни — всегда тогда, когда еще служилась литургия среди недели, что зависело и от местных условий, и от тех праздников, которые падали среди недели. Святитель Василий Великий свидетельствует, что в его время причащались, обыкновенно, четыре раза в течение недели, а именно: в среду, и пятницу, в субботу и в воскресенье.
Существовал даже обычай, что верующие, когда не было литургий среди недели, причащались частным образом от Святых Даров, оставшихся от воскресной литургии. И на основании этого обычая утвердилось в монастырях особое последование молитв: все монахи молились совместно перед Причастием; а после него совместно благодарили Бога, Который их сподобил стать причастниками Святых Тайн. Со временем это последование молитв принимало облик краткой службы, несколько похожей на чинопоследование литургии, возникало так называемое «последование изобразительных». Само название «изобразительная» говорит о том, что в этой службе, в какой-то мере, «отображается» чин литургии. Итак, последование это служило первоначально чином Причащения в будни, когда не было литургии и оказалось предшественником нашей литургии Преждеосвященных Даров.
В Великий пост Божественная литургия совершается только по субботам и воскресеньям. Древний церковный обычай запрещает совершение литургии в будни Великого поста, так как эти дни должны быть всецело посвящены посту и покаянию. Совершение Божественной литургии не соответствовало бы скорбному характеру этих дней. Литургия является пасхальной тайной, праздником Церкви.
Однако возникал вопрос. Как говорит святитель Василий Великий, верующие его времени привыкли причащаться, кроме суббот и воскресных дней, еще, по крайней мере, два раза в неделю: в среду и пятницу. Но как причащаться без литургии? Ответ был дан уже заранее: от Святых Даров, уже освященных раньше, на одной из предшествующих литургий. Пост в те времена означал полное воздержание от всякой пищи до наступления захода солнца. А Причастие Святых Тайн должно было увенчать постный день. Поэтому оно должно было, в эти дни, иметь место уже после вечерни.
Чин Литургии Преждеосвященных Даров так и состоит из вечерни, в конце которой предлагаются Святые, Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед Причащением, совершается само Причащение и воссылаются после него благодарственные молитвы. Связь этой службы с Великим постом придаст ей особый, «скорбный» характер. На вечерне поются покаянные песнопения. Священники носят темные облачения. На Святом Престоле и на священных сосудах, содержащих Святые Тайны, покрывала темного цвета. Молитвы исполнены чувствами смирения и умиления, вся служба носит какой-то характер «особенно таинственный».
Начнем краткое обозрение главных моментов самой службы, как она совершается, в течение многих веков и до сего дня, в наших храмах. Составные части Литургии Преждеосвященных Даров: последование вечерни и чин Причащения.
Первая часть службы состоит из великопостной вечерни, только с некоторыми особенностями. В конце последования часов, читаемых перед вечерней, священник облачается в священные одежды. Сама вечерня начинается — не возгласом, обычным для начала вечерни («Благословен Бог наш»...), а начальным возгласом литургии:
Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...
Потом читается псалом «предначинательный» (Пс.103).
Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело...
Этот псалом «предначинательный», восхваляющий Бога — Творца всего мира, является «предисловием» вечерни, так как, согласно ветхозаветному преданию, вечер с наступающей ночью считается началом дня или же суток.
После этого диакон (или, вместо него, священник) приглашает верующих к совместной молитве, произнося великую ектенью:
Миром Господу помолимся...
Потом снова читаются псалмы:
Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя..
Это кафизма 18-я (Пс. 119–133) — та часть псалтири, которая назначена для чтения на будничных вечерних службах в Великом посту.
В то время, когда читаются эти псалмы, священник приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Агнец (Тело Христово, напоенное Честною Его Кровию), оставшийся после воскресной или субботней литургии. Потом вливается в чашу простое вино с водой, и покрываются священные сосуды.
По окончании этих приготовлений и чтения кафизмы, вечерняя служба продолжается пением обычных вечерних псалмов:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...
Здесь вставляются те церковные песнопения (стихиры на «Господи, воззвах»), которые на данный день указаны в богослужебных книгах. И при окончании этих песнопений священнослужители совершают обычный вечерний вход — шествие во святой алтарь через Царские врата.
Потом предлагаются два чтения из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых. После первого чтения священник, осеняя народ светильником, возглашает:
Свет Христов просвещает всех!
После второго чтения начинается торжественно-умилительное пение:
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя.
Слова эти взяты из вечернего (140-го) псалма. Во время этого пения совершается в алтаре каждение перед святым престолом и жертвенником. Пение это повторяется 6 раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
Потом следует прилежное моление о всех членах Церкви, а также об оглашенных и (начиная со среды четвертой недели Поста) — особенно о тех из оглашенных, которые приготовляются к Таинству святого Крещения, которое в древности совершалось в святую пасхальную ночь. После отпущения всех оглашенных начинается вторая часть службы: чин Причащения.
Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на святой престол сопровождается древней песнью:
Ныне силы небесныя с нами невидимо служат;
се бо, входит Царь славы,
се — Жертва тайная совершена дориносится.
Верою и любовию приступим,
да причастницы жизни вечныя будем.
Аллилуиа.
Песнь «Ныне силы небесныя» была введена в Византии в начале VII века (в 617 г.).
Этот вход Даров, уже освященных, совершается с крайним благоговением, и все верующие в храме падают ниц. Начинается непосредственное приготовление к святому Причащению, заключающее в себе преимущественно молитву Господню (“Отче наш”). Потом совершается Причащение и благодарение после него. И в заключение службы произносится молитва «заамвонная».
В этой молитве отражается связь между служением Литургии Преждеосвященных Даров и постным временем. Святая Четыредесятница — время подвигов, время тяжкой борьбы. Но победа над невидимыми врагами будет дана всем, которые «добрым подвигом» подвизаются. И уже недалек от нас день святого Воскресения.
...«Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение Поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых врагов сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому Воскресению»...
Божественная Литургия Преждеосвященных Даров — одна из самых красивых служб нашей Церкви. В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни — причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Ибо Христос есть «жизнь наша» (Кол. 3, 4).

Профессор Иоанн Фундулис

Номер: 
Месяц: 
Год: