Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

16 марта — 40 дней со дня смерти великого молитвенника и подвижника наших дней старца Иоанна Крестьянкина. Одним праведником на земле стало меньше. Но остались проповеди батюшки, его письма с ответами православным на их просьбы о помощи. Высказывания старца о Христовой вере и нашем времени поражают точностью и прозорливостью. Со Святыми упокой, Христе Боже наш, душу усопшего раба Твоего!

Ваше Преосвященство, дорогой Владыко!
Благословите!
Спасибо за добрую память. Письмо Ваше я получил и с тем же отцом И. посылаю ответ. Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее, смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена.
А Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас — глас Божий.
Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни, человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви — гласу Церкви — веру имеем. Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна. А потому ждать нам с Вами решительного определения Святейшего и только так ориентировать народ. Ведь иначе мы можем впасть в грех страшный против Церкви; сами того не желая, организуем раскол.
Мы не можем, не имеем права взять на себя то, что Богом нам не дано. И это по-Божьи. А если по-человечески рассуждать, то и совсем будем безответны.
Бог зрит сердце человеческое, и жизнь каждого есть яркая иллюстрация того, что творится в сердцах наших. Крестное знамение — наша единственная печать, которая имеет духовную силу. Наше крестоношение, борьба с грехом, несение болезней, сопереживание, соболезнование другим и многое другое — житие по Богу — свидетельство, что мы несем печать Божию на себе. А что такое техника, компьютеры, чье-то человеческое и даже вражье желание подчинить нас своему влиянию, своей печати? Да ничто — по сравнению с той великой печатью, которую дал нам во спасение Спаситель.
Где вера наша печати нашей спасительной? Тайно от нас нам можно сделать что угодно, но это не будет иметь никакой силы и цены — доброхотного дателя любит Бог, и врагу нужна наша душа в добровольном служении ему. Добровольно, с любовью и желанием избираем путь.
Вот такой простой пример рассмотрим. Человек лечится в больнице в надежде восстать от одра болезни, а ему делают там смертоносный укол вместо целебного. И усопший, и помогший ему умереть предстанут Богу. Как они будут судимы? Сколь Божиих служителей погибло в годы лихолетья через насильственное повешение, и все вменяются в мучеников, а самоубийцы погибают для вечности. И вот то же самое совершается в жизни ежедневно. Кто-то не доживет до того открытого выбора — или вера, или хлеб, — но выбор жизненного пути: или за Богом, или против Бога — совершается в жизни каждого человека и ранее, и теперь, и до конца дней жизни. Только на чаше весов лежит сейчас еще не кусок хлеба. А и такое время настанет. Но когда? Бог весть! Чем больше людей выбирают жизнь против Бога, тем скорее приближается последний выбор. Земля перестанет родить хлеб из-за злобы живущих на ней. Вся природа возопиет к Богу от человеческих беззаконий. Поле жизни зарастет тернием и бурьяном, а мы ведь делатели на этом поле, делатели на Божьей ниве.
Дух Божий хранить надо, а это — радость, мир, любовь, воздержание и прочее — в Боге и по Богу. Только это не сгорит в последнем огне, и только это будет свидетельствовать о нашем сердечном выборе, а карточки, паспорта, номера, печати — все сгорит без следа.
Да, безусловно, мир на последней скорости спешит к Страшному суду. Борьба зримая и очевидная, но борьба за души, а не за что другое. И не без нашего участия все это происходит и теперь. И тем более на последнем этапе, когда мы должны будем дать ответ: «Како веруем?»
Так вот, мы ждем слова Святейшего и ни на минуту не усомнимся во всемогуществе Промысла Божия, который знает, как спасать верных и любящих Бога. Вот наше оружие — любовь к Богу и Церкви. А хлеб ешьте, Бог его дает миру; ешьте, пока его выдачу не связали с Вашим верованием. И наша задача — беречь Церковь от раскола и ересей.
Прошу Ваших святых молитв и архипастырского благословения.

Дорогой о. А.!
Получил второе Ваше письмо. В отно­шении «общества» я Вам ответил и повто­рю еще раз: «дело это гражданское и об­щественное в целом», а православное ми­ровоззрение — это дело личное человека.
Были времена, когда наше общество было православным, но и в нем, и в то время были инакомыслящие, теперь же в общест­ве стали инакомыслящими православные. Но жить нам всем предлежит в обществе, а устраивать в нем православную секту адво­катов ли, учителей ли, медиков ли, худож­ников ли никак не годится.
Возьмите в пример Церковь православ­ную. Живет и выживает она при всяком государственном устройстве — живет Бо­гом и ради людей, и уйти от своего служе­ния не может. Уйдя же в катакомбы, и она превратится в секту. Вот и адвокаты долж­ны жить и служить в обществе среди людей, служа и верующим, и неверующим, руко­водствуясь каждый своим мировоззрением, гражданскими законами, своей совестью и оставаясь православными христианами.
Простите.

Номер: 
Месяц: 
Год: